В соответствии с принятым законопроектом N 50482-6, в Градостроительный кодекс были введены определенные поправки, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства и проектирования. Вступление в силу этого законопроекта, не только возложило на СРО дополнительные обязанности и полномочия, но и усилило государственный контроль за их деятельностью.
Поскольку ранее принималось решение о вступлении в члены СРО единоличным органом управления, это приводило к некоторым злоупотреблением, тем более, в области строительства и инженерных изысканий. Теперь же, законодатель в соответствии с указанным выше законопроектом предложил внедрить правило о приеме членов СРО постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Этот же орган управления наделяется полномочиями о принятии решения выдавать свидетельство о допуске к работам.
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании – СРО) патентных поверенных создаются в соответствии с нормами действующего законодательства о саморегулировании, а также с нормами федерального закона «О патентных поверенных» за номером 316- ФЗ.
СРО патентных поверенных представляют собой некоммерческие организации, объединяющие в себе не менее двадцати пяти членов, каждый из которых имеет аттестацию в качестве патентного поверенного в порядке статьи второй фед. закона «О патентных поверенных».
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) в области кредитной кооперации создаются в соответствии с нормами действующего законодательства о саморегулировании, некоммерческих организациях, а также в соответствии с нормами федерального закона «О кредитной кооперации» за номером 190-ФЗ.
Здесь следует отметить, саморегулирование в области кредитной кооперации является обязательным. Это означает, что любой кредитный кооператив не может осуществлять свою деятельность в России на легальной основе, если он не является действующим членом саморегулируемой организации в области кредитной кооперации.
В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», органами управления СРО являются общее собрание членов СРО, коллегиальный орган управления СРО, который является постоянно действующим органом управления, а также исполнительный орган организации. Функции каждого из этих органов управления устанавливаются на законодательном уровне.
Законодатель возлагает на саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) обязанности, связанные с обеспечением имущественной ответственности участников (членов) таких организаций перед потребителями и иными заинтересованными лицами.
Эта обязанность является одной из ключевых функций саморегулируемых организаций и ее неисполнение или ненадлежащее исполнение является достаточным основанием для исключения саморегулируемой организации из соответствующего государственного реестра СРО, что повлечет за собой автоматическую утрату статуса саморегулируемой организации.
В рамках административной реформы, которая была проведена в начале двухтысячных годов, на законодательном уровне был создан новый для России институт саморегулирования.
Возникновение указанного института означало переход контрольно-надзорных функций за текущей деятельностью (профессиональной и предпринимательской) участников рынка от государственных органов к самим участникам рынка.