В рамках административной реформы, которая была проведена в начале двухтысячных годов, на законодательном уровне был создан новый для России институт саморегулирования.
Возникновение указанного института означало переход контрольно-надзорных функций за текущей деятельностью (профессиональной и предпринимательской) участников рынка от государственных органов к самим участникам рынка.
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) представляют собой некоммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с правилами законодательства о регистрации юридических лиц и НКО, которые приобрели статус саморегулируемых.
Это означает, что саморегулируемая организация регистрируется в два этапа:
- Регистрация юридического лица;
- Получение юридическим лицом статуса саморегулируемой организации.
В соответствии с действующим законодательством о саморегулировании, саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) - представляют собой некоммерческие организации, созданные в целях осуществления инициативной деятельности, направленной на разработку стандартов и правил осуществления определенного вида хозяйственной деятельности субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроля за соблюдением указанных выше стандартов и правил.
Саморегулируемые организации образуются в организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц в виде некоммерческого партнерства. Это означает, что на первом этапе создания саморегулируемой организации необходимо зарегистрировать юридическое лицо в форме НКО.
На саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) законодатель возлагает ряд обязательных функций, предназначенных для эффективности и определенности процессов саморегулирования.
Здесь следует отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательных функций, саморегулируемая организация серьезно рискует подвергнуться исключению из государственного реестра СРО, что автоматически повлечет для такой организации утрату статуса саморегулируемой.
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) образуются и функционируют в рамках института саморегулирования. Это означает, что несмотря на то что, процесс саморегулирования является инициативной деятельностью непосредственно самих участников рыночных правоотношений в различных отраслях, данный процесс осуществляется строго в рамках правил, установленных на законодательном уровне и содержащих в себе как общие правовые нормы, регламентирующие принципы саморегулирования, так и специальные правовые нормы отраслевых федеральных законов, учитывающих особенности и правовую специфику для каждой отрасли.
За соблюдением указанных правил субъектами саморегулирования, каковыми являются саморегулируемые организации, ассоциации саморегулируемых организаций по отраслевой или профессиональной их принадлежности, а также члены саморегулируемых организаций, следят специально уполномоченные на это государственные органы, выполняющие функции государственного надзора в области саморегулирования.
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании – СРО) в сфере теплоснабжения создаются в соответствии с нормами действующего законодательства о саморегулируемых организациях и специализированного Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 года.
В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, участие в СРО в сфере теплоснабжения является обязательным, поскольку для легального осуществления деятельности в области теплоснабжения, необходимо получить свидетельство о допуске к определенным видам деятельности в этой сфере. И, хотя прямой обязанности всех юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в области теплоснабжения стать членами СРО нет, тем не менее, без выданного допуска (а он выдается исключительно участникам соответствующих СРО), такой субъект хозяйствования фактически не сможет легально работать.