Саморегулирование в России базируется на таких принципах, как:
- Самостоятельность действий участников саморегулируемой деятельности.
- Инициативность участников саморегулируемой деятельности.
- Информационная открытость действий участников саморегулируемой деятельности.
Саморегулируемая организация (в аббревиатурном написании СРО) представляет собой некоммерческую организацию (НКО), получившую в установленном порядке правовой статус СРО, и сведения о которой были занесены в соответствующий госреестр СРО по профессиональному или отраслевому признаку.
В соответствии с законодательством о саморегулировании (статья 2 и статья 3 федерального закона за номером 315-ФЗ «О саморегулировании»), саморегулируемая организация образуется на основе членства её участников, являющихся субъектами определённого вида предпринимательской или профессиональной деятельности.
Законодатель возлагает на саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании — СРО) функции контроля за соблюдением участниками СРО требований законодательства, правил, стандартов и условий членства в саморегулируемых организациях в ходе осуществления участниками СРО предпринимательской и профессиональной деятельности. Контрольные функции саморегулируемой организации, в соответствии с действующим законодательством о саморегулировании выполняются специализированным органом СРО, который уполномочен осуществлять плановые и внеплановые проверки за соблюдением участниками СРО требований закона и локальных актов саморегулируемой организации. Как уже отмечалось выше, функции контроля реализуются посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании СРО) в соответствии с законодательством о саморегулируемой деятельности в праве и обязаны осуществлять ряд некоторых функций. Часть 1 статьи 6 федерального закона за номером 315-ФЗ закрепляет следующие основные функции саморегулируемых организаций:
- Разработка условий участия субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в СРО.
- Применение дисциплинарных мер воздействия к участникам СРО в случае необходимости.
- Осуществление анализа деятельности участников СРО на основании отчётности, предоставляемой последними в СРО.
- ...
Институт саморегулирования появился в России по итогам проведения административной реформы в двухтысячных годах. Сущность саморегулирования заключается в передаче государством принадлежащих ему контрольно-надзорных функций непосредственно участникам рыночных отношений.
До появления саморегулирования профессиональную и предпринимательскую деятельность контролировали государственные органы, в том числе посредством выдачи лицензий. Теперь указанные полномочия в области контроля и надзора возлагаются законодателем на саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании СРО).
В соответствии с пунктом 2 и пунктом 8 части 1 статьи 6 федерального закона за номером 315-ФЗ «О саморегулировании», одной из основных функций саморегулируемых организаций (в аббревиатурном написании - СРО) является контроль за осуществлением участниками СРО их текущей предпринимательской и профессиональной деятельности.
Предметом контроля СРО является соблюдение участниками СРО требований действующего законодательства о саморегулировании и отраслевых федеральных законов, а также требований стандартов, правил и условий членства, установленных в саморегулируемой организации. Законодатель возлагает на СРО обязанность осуществлять анализ их деятельности на основании отчётности, предоставляемой участниками СРО, в порядке, утверждённым решением общего собрания СРО.