По итогам проведения административной реформы двухтысячных годов, в России появился институт саморегулирования. Согласно части 1 статьи 2 федерального закона за номером 315-ФЗ «О саморегулировании», саморегулирование представляет собой самостоятельную деятельность, осуществляемую субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности по их собственной инициативе.
Содержанием такой деятельности является разработка и утверждение стандартов и правил деятельности в различных отраслях представителями этих отраслей, а также внутриотраслевой контроль за соблюдением указанных стандартов и правил.
Градостроительная деятельность, в виду ее значимости в жизни общества, а также потенциальной опасности в случае просчетов, допущенных в процессе капитального строительства зданий и сооружений, а также их проектирования и инженерных изысканий нуждается в постоянном контроле. При этом, эффективность такого контроля обусловлена наличием у контролирующих органов специальных знаний в области градостроения и заинтересованности в инновациях и развитии отрасли в целом. Иными словами, контроль за градостроительной деятельностью должен быть предметным, а не формальным.
Система саморегулирования в градостроительстве предполагает обязательное наличие госреестра саморегулируемых организаций (в аббревиатурном написании – СРО) по отраслевому признаку. Существуют отдельные госреестры саморегулируемых организаций в строительстве, инженерных изысканиях и проектировании.
Ведение госреестров, в соответствии с градостроительным законодательством, осуществляется уполномоченным надзорным государственным органом, каковым на настоящий момент является Ростехнадзор.
Саморегулируемые организации (в аббревиатуре – СРО) обязаны обеспечивать имущественную ответственность всех своих участников перед потребителями и иными заинтересованными лицами. Эта обязательство на СРО возлагается на законодательном уровне и является одной из основных функций СРО.
Реализация обеспечения гарантий по вопросам имущественной ответственности своих членов, осуществляется строительными СРО по двум возможным сценариям, четко регламентированным действующим градостроительным законодательством.
Строительные работы в отношении объектов кап. строительства, как правило, всегда связаны с потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей, их имущества, а также для объектов окружающей природной среды и культурного наследия.
В этой связи большинство видов строительных работ требуют специальных допусков СРО, без наличия которых, строительная деятельность будет считаться с точки зрения закона, нелегальной.
Согласно действующему законодательству в градостроительной сфере, почти все строительные работы требуют наличия у компании их осуществляющей специального допуска строительной саморегулируемой организации ( в аббревиатурном написании – СРО).
Полный (исчерпывающий) перечень таких работ законодательно определен и утвержден приказом министерства. Это означает, что если тот или иной вид работ, осуществляемых строительной компанией указывается в этом перечне, то для его легального осуществления на территории Российской Федерации, компании в обязательном порядке потребуется получить специальный допуск строительной саморегулируемой организации на данный вид работ. Иначе их осуществление будет признано незаконным и виновных в этом должностных лиц строительной компании, а также и саму компанию можно будет привлечь к юридической ответственности.