Саморегулируемая организация представляет собой некоммерческую организацию, то есть, созданную не с целью получения прибыли, а для объединения субъектов предпринимательской деятельности определенных отраслей или определенного вида деятельности. В самом понятии саморегулируемой организации и определена цель ее деятельности, и методы работы. То есть, данная организация призвана регулировать профессиональную деятельность всех субъектов бизнеса рынка, но не в рамках отведенных государственных программ, а намного шире, охватывая и сферу деятельности, и другие особенности взаимодействия субъектов хозяйствования.
На данный момент, деятельность саморегулируемых организаций основана на защите прав и интересов ее членов, а также для объединения усилий по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Государством планируется передача полного контроля над соблюдением законности и в сфере бизнеса именно данным субъектам. Поэтому, участие в организации является выгодным для всех участников рынка.
Саморегулируемая организация, должна быть создана в соответствии с нормами гражданского законодательства, которые относятся к некоммерческим организациям. Для того, чтобы организация считалась действующей и юридически правильно созданной, должны быть учтены все законные требования, в отношении ее деятельности:
- если в состав саморегулируемой организации (сокращенно СРО), входят субъекты хозяйствования, то их должно быть в членстве не менее двадцати пяти, если СРО объединяет субъектов профессиональной деятельности (арбитражные управляющие, бухгалтера и т.п.), то в составе такой организации должно насчитываться не менее ста членов;
- в организации должны быть установлены определенные стандарты и правила участников, которые являются обязательными для всех, и регламентируются требованиями закона;
- СРО должны обеспечивать дополнительную ответственность имущественного характера каждого, входящего в нее члена, перед потребителями товаров или услуг;
- к членам организации могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, в соответствии с законом; для этого создаются специальные органы, к полномочиям которым относятся контроль над соблюдением членами предпринимательской или профессиональной деятельности норм и стандартов, а также правил ведения бизнеса и деятельности в профессиональной сфере; также данный орган рассматривает все спорные вопросы по поводу правонарушений в сфере норм и стандартов ведения профессиональной или предпринимательской деятельности членами саморегулируемой организации для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Вышеуказанные требования о количестве членов СРО, а также в отношении ответственности участников данной организации, и наличие стандартов и правил, является обязательными, в соответствии с законом о саморегулируемых организациях. Организация в своей деятельности должна придерживаться правил и норм, установленных вышеуказанным законом, а также законодательства в целом. В зависимости от специфики организации, к ней могут быть установлены более повышенные требования, в зависимости от того, в какой сфере деятельности или отрасли участвуют ее члены.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения о ней сведений в реестр саморегулируемых организаций. Утрата статуса СРО происходит при исключении данной организации из упомянутого реестра.
Таким образом, до тех пор, пока некоммерческая организация не отражена в реестре, она является лишь организацией, но статус саморегулируемой, возлагает определенные права и полномочия на данное юридическое лицо. Деятельность СРО направлена на контроль и координацию субъектов хозяйствования в определенной сфере бизнеса, например, строительства, производства товаров и или услуг. К полномочиям данной организации относятся следить за выполнением ее членами всех норм и стандартов ведения бизнеса или предоставлении определенных профессиональных услуг, и не допущения нарушения правил добросовестности конкурентной борьбы между ее участниками. Особенностью функционирования данной организации, является наделение ее государством полномочиями устанавливать определенные нормы и стандарты, разрешать спорные и конфликтные ситуации, привлекать участников к ответственности, формировать третейские суды.
Потребитель товаров или услуг имеет право обратиться в СРО для того, чтобы пожаловаться на некачественный товар или ненадлежащее обслуживание производителя, а СРО, уполномочена разрешать данные ситуации, в том числе применять меры дисциплинарного взыскания к членам организации. Дополнительным преимуществом членства в СРО, является проведение постоянных мероприятий по дополнительному обучению и аттестации.