Согласно законодательству о саморегулировании основные сведения обо всех саморегулируемых организациях (в аббревиатурном написании – СРО), независимо от их отраслевой и профессиональной принадлежности должны заноситься в специальные государственные реестры.
Это правило было установлено законодателем в целях возможности осуществления госконтроля за деятельностью саморегулируемых организаций, а также для их учета.
Госреестры саморегулируемых организаций ведутся фед. органами, на которые возложены функции надзора за СРО в конкретной отрасли. Положения о ведении госреестров и порядке занесения в них информации, а также содержание и объем обязательной информации о СРО устанавливаются отраслевыми фед. законами.
В сфере аудиторской деятельности таким законом является фед. закон «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ. Статья двадцать первая указанного нормативно-правового акта содержит в себе необходимые требования к ведению госреестра аудиторских СРО.
Значение госреестра
Следует отметить, что внесение и наличие сведений о саморегулируемой аудиторской организации в госреестре аудиторских СРО является необходимым условием присвоения и поддержки у некоммерческой организации аудиторов правового статуса саморегулируемой.
В случае исключения данных об аудиторской СРО из данного госреестра, юридически СРО прекращает на этом свое существование.
Госреестр аудиторских СРО имеет важное значение и для обеспечения принципа информационной открытости, поскольку любой частный аудитор или аудиторская компания, прежде чем вступать в конкретную аудиторскую СРО всегда может поинтересоваться и получить полные сведения о ней в госреестре аудиторских СРО.
Отсутствие сведений об аудиторской СРО в госреестре будет означать, что данная СРО не имеет статуса саморегулируемой организации и действует на аудиторском рынке нелегально. Соответственно, вступать в нее не стоит, а кроме этого следует заявить о нелегальной саморегулируемой деятельности такой организации в органы надзора за аудиторскими СРО.
Процесс внесения сведений об аудиторских СРО в госреестр
Как известно, процесс госрегистрации саморегулируемых организаций всегда происходит в два этапа.
Первый этап - регистрация НКО
На первом этапе регистрируется обычная некоммерческая организация (в аббревиатуре – НКО), участниками которой являются аудиторы и аудиторские компании. От аудиторской НКО, законодатель на этом этапе требует только соответствия гражданскому законодательству, а также фед. закону «Об НКО».
Второй этап - превращение НКО в СРО
После того, как госрегистрация НКО завершилась, начинается второй этап, в ходе которого участникам аудиторской НКО необходимо привести документацию и численный состав в соответствие с требованиями законодательства о саморегулировании и фед. закона «Об аудиторской деятельности» , также требуется выполнить требования законодателя об обеспечении имущественной ответственности всех участников будущей аудиторской СРО путем создания компенсационного фонда.
Когда все требования закона будут исполнены, руководство аудиторской НКО вправе обратиться в специально уполномоченный фед. орган с заявлением, содержащим просьбу о занесении соответствующих сведений в госреестр СРО аудиторов и о присвоении НКО правового статуса саморегулируемой аудиторской организации.
Документы для внесения сведений в госреестр
Согласно статье двадцать первой фед. закона «Об аудиторской деятельности», руководство НКО должно предоставить для госреестра следующие документы:
- Ксерокопию свидетельства о госрегистрации аудиторской НКО;
- Ксерокопию Устава аудиторской НКО;
- Полный перечень участников аудиторской НКО, являющихся частными аудиторами (физ. лицами), и соответствующих фед. требованиям и требованиям, установленным в рамках аудиторской НКО для участия в процессе саморегулирования;
- Полный перечень участников аудиторской НКО, представляющих собой аудиторские компании (юр. лица) и также соответствующих федеральным требованиям и требованиям, установленным в рамках аудиторской НКО для участия в процессе саморегулирования;
- Ксерокопии документов, заверенные аудиторской НКО, подтверждающие госрегистрацию юр. лиц, являющихся участниками аудиторской НКО;
- Ксерокопию решений аудиторской НКО об утверждении ею профессиональных стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной и деловой этики аудиторов, а также правил независимости;
- Ксерокопию правил осуществления внешнего контроля качества за деятельностью аудиторов-участников будущей аудиторской СРО;
- Ксерокопии документов, подтверждающих наличие в будущей аудиторской СРО специализированных органов и компенсационного фонда.