Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) образуются и функционируют в рамках института саморегулирования. Это означает, что несмотря на то что, процесс саморегулирования является инициативной деятельностью непосредственно самих участников рыночных правоотношений в различных отраслях, данный процесс осуществляется строго в рамках правил, установленных на законодательном уровне и содержащих в себе как общие правовые нормы, регламентирующие принципы саморегулирования, так и специальные правовые нормы отраслевых федеральных законов, учитывающих особенности и правовую специфику для каждой отрасли.
За соблюдением указанных правил субъектами саморегулирования, каковыми являются саморегулируемые организации, ассоциации саморегулируемых организаций по отраслевой или профессиональной их принадлежности, а также члены саморегулируемых организаций, следят специально уполномоченные на это государственные органы, выполняющие функции государственного надзора в области саморегулирования.
Ведение государственных реестров как функция органов государственного надзора за СРО
Одной из ключевых функций надзорных органов является ведение специальных государственных реестров саморегулируемых организаций.
Здесь следует отметить, что государственные реестры СРО ведутся по отраслевому или профессиональному признаку. Например, существует государственный реестр саморегулируемых организаций в области строительства, государственный реестр саморегулируемых организаций в области аудита и т.д.
В каждой отрасли, где осуществляется саморегулирование, функционирует специальный государственный орган по надзору за СРО, относящийся к структуре федеральной исполнительной власти.
Например, в области строительства, проектирования и инженерных изысканий надзорным органом является Ростехнадзор.
В соответствии со статьей 20 федерального закона “О СРО” за номером 315-ФЗ, надзорный орган обязан не только осуществлять ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, но также и самостоятельно определять, и утверждать порядок ведения таких реестров.
Здесь следует отметить, что в случаях, когда саморегулирование является обязательным, как, например, в сфере строительства, законодатель оставляет за собой право устанавливать некоторые правила ведения государственных реестров саморегулируемых организаций.
Такие правила должны устанавливаться в рамках отраслевых федеральных законов, и они всегда будут являться приоритетными по сравнению с нормами, установленными надзорными органами и, соответственно, такие правила, при их наличии, всегда будут обязательны к исполнению органами надзора.
Принципы осуществления ведения государственных реестров саморегулируемых организаций
В соответствии с действующими нормами законодательства о саморегулировании, ведение государственных реестров саморегулируемых организаций осуществляется по следующим принципам:
- Принцип открытости сведений, находящихся в государственных реестрах;
- Принцип общедоступности сведений, находящихся в государственных реестрах;
- Принцип дублирования государственных реестров на электронных и бумажных носителях;
- Принцип совместимости и взаимодействия государственных реестров саморегулируемых организаций с федеральными системами информации и информационными сетями.
- Принцип возмездности внесения сведений о саморегулируемых организациях в государственные реестры;
Рассмотрим указанные принципы подробнее.
Принципы открытости и общедоступности сведений
Принцип открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственных реестрах СРО, подразумевает, что вся информация о СРО, подлежащая занесению в госреестр не является закрытой, то есть с этими сведениями вправе ознакомиться любой желающий, заинтересованный в получении или уточнении таких сведений. Это особенно важно для самих членов саморегулируемых организаций, а также для потенциальных участников СРО, их партнеров, контрагентов и конечных потребителей продукции или услуг.
Принципы дублирования сведений на бумажных и электронных носителях и совместимости сведений с федеральными системами информации
Принципы дублирования сведений и их совместимости и взаимодействия с федеральными системами информации подразумевают, что информация о саморегулируемых организациях одновременно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях, что с одной стороны обеспечивает надежность и сохранность такой информации, поскольку она запечатлена на бумажном носителе, а также удобство ее передачи по электронным сетям.
Принцип возмездности внесения сведений о СРО в государственные реестры
Принцип возмездности подразумевает необходимость оплаты государственной пошлины в связи с внесением, или изменением сведений о СРО в государственном реестре, поскольку, ведение реестра СРО является одной из государственных услуг.