В соответствии с действующим законодательством о саморегулировании, саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) - представляют собой некоммерческие организации, созданные в целях осуществления инициативной деятельности, направленной на разработку стандартов и правил осуществления определенного вида хозяйственной деятельности субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроля за соблюдением указанных выше стандартов и правил.
Саморегулируемые организации образуются в организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц в виде некоммерческого партнерства. Это означает, что на первом этапе создания саморегулируемой организации необходимо зарегистрировать юридическое лицо в форме НКО.
Затем, некоммерческое партнерство должно привести свои локальные документы, а также свою структуру органов и должностных лиц в полное соответствие с требованиями законодательства о саморегулировании.
Выполнив все условия, которые установлены законодателем, некоммерческое партнерство получает право на обращение в государственный орган по надзору за СРО в соответствующей сфере деятельности с заявлением о внесении сведений о некоммерческом партнерстве в государственный реестр, который ведет надзорный орган.
Здесь особо следует отметить, что статус саморегулируемой организации некоммерческое партнерство (в аббревиатурном написании - НП) получает только после занесения сведений о НП в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствующей отрасли или профессиональной области.
Таким образом, понятие правового статуса саморегулируемой организации напрямую и непосредственно связано с наличием сведений о ней в государственном реестре саморегулируемых организаций.
Значение внесения сведений о СРО в государственный реестр
В соответствии с законом, сведения о саморегулируемых организациях могут быть:
- занесены в государственный реестр СРО (при условии, что некоммерческое партнерство полностью соответствует требованиям законодательства о саморегулировании);
- изменены в государственном реестре СРО (в случае, когда информация о саморегулируемой организации изменяется в связи с изменением структуры СРО, ее локальных документов и т. д.);
- исключены из государственного реестра СРО (в случаях, когда по тем или иным причинам некоммерческое партнерство утрачивает правовой статус саморегулируемой организации и снова становится обычным юридическим лицом, созданным в форме НКО).
Таким образом, внесение и исключение сведений о саморегулируемых организациях в государственные реестры юридически и фактически имеет значение получения или утрату правового статуса саморегулируемой организации.
Основания для исключения сведений о СРО из государственных реестров
Сведения о саморегулируемой организации могут быть исключены по различным причинам, которые условно можно объединить в две группы:
- Причины, связанные с добровольным отказом от функционирования некоммерческого партнерства в форме саморегулируемой организации (такие причины могут быть совершенно разными, но всех их объединяет наличие желания исключения сведений о СРО со стороны самой организации). Иными словами, в данном случае, решение об исключении сведений о СРО и утрате ею статуса саморегулируемой организации, принимает непосредственно сама СРО.
- Причины, связанные с лишением саморегулируемой организации правового статуса СРО в принудительном порядке, в связи с выявлением надзорными органами существенных нарушений в области законодательства о саморегулировании.
Здесь следует отметить, что независимо от причин, исключение сведений о СРО из государственного реестра, некоммерческая организация автоматически утрачивает статус саморегулируемой. Это, в частности, означает, что все допуски к соответствующим видам работ, требующим допусков СРО, утрачивают свою силу.
Основания для исключения СРО из государственного реестра в принудительном порядке
Как уже отмечалось выше, лишить саморегулируемую организацию статуса СРО, посредством исключения с ведений о ней из соответствующего государственного реестра СРО, возможно только в случае выявления серьезных нарушений в ее работе.
Нарушения могут быть выявлены в ходе проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с графиком проверок.
Поводом для проведения внеплановых проверок могут послужить жалобы и сообщения о нарушениях действующего законодательства, поступивших в адрес надзорного органа.
Правовую оценку выявленных в ходе проверки правонарушений дает надзорный орган. Здесь следует отметить, что решение надзорного органа может быть обжаловано через суд.