Саморегулирование в области аудиторской деятельности имеет правообразующее значение, поскольку является в этой сфере обязательным. Поэтому вопросы исключения аудитора или аудиторской фирмы из состава аудиторской СРО напрямую связаны с возможностью или невозможностью их дальнейшего участия в аудиторской профессии.
Это означает, что вне саморегулируемых аудиторских организацией осуществлять аудиторскую деятельность на законных основаниях невозможно и исключение из состава СРО представляет собой завершение карьеры в области аудита.
Правила саморегулирования устанавливаются законодателем по двухступенчатой системе, в которой одновременно присутствуют общие и специальные правовые нормы. Общие нормы представляют собой основные начала саморегулирования и содержатся в базовом фед. законе «О СРО» за номером 315-ФЗ. Специальные нормы находятся в федеральном отраслевом законодательстве и конкретизируют базовые принципы в разрезе конкретной отрасли или сферы профессиональной деятельности. Применительно к аудиту, специальные нормы о саморегулировании находятся в фед. законе «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ.
Здесь следует учитывать, что поскольку специальные нормы фед. закона 307-ФЗ устанавливают правила, принятые с учетом особенностей аудиторской деятельности, они имеют приоритетное значение в правоприменении по сравнению с базовым законодательством о саморегулировании.
Сущность исключения из состава аудиторской СРО
Исключение из состава СРО означает прекращение членства частного аудитора или аудиторской компании, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде невозможности дальнейшего осуществления профессиональной аудиторской деятельности.
Исключение из состава СРО как юридическая процедура представляет собой исключение частного аудитора или аудиторской компании из соответствующего реестра аудиторов, который ведет аудиторская СРО, и сведения из которого передаются в госреестр аудиторов.
Согласно положениям фед. закона № 307, аудиторские саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании – СРО) вправе исключать из своего состава частных аудиторов и аудиторские компании только по следующим основаниям:
- По заявлению частного аудитора ли аудиторской компании о намерении прекратить свое членство в СРО. В этом случае, прекращение членства является добровольным и аудиторская СРО лишь исполняет волю своего участника.
- При выявлении грубых нарушений, допущенных участником СРО законодательства об аудиторской деятельности и/или стандартов и правил, установленных аудиторской СРО и вынесения соответствующего решения управленческими органами СРО в качестве меры дисциплинарного взыскания. В этом случае, прекращение членства является принудительным.
При этом, в соответствии с нормами базового фед. закона «О СРО» взносы, которые вносились исключенным участником аудиторской СРО в ее компенсационный фонд, а также на иные нужды саморегулируемой организации возвращению не подлежат.
Как правило, под исключением из состава саморегулируемой организации принято понимать принудительное прекращение членства аудитора или аудиторской компании в аудиторской СРО в рамках применения мер дисциплинарного воздействия.
Исключение из состава аудиторской СРО как мера дисциплинарного воздействия
Согласно двадцатой статье фед. закона « Об аудиторской деятельности», данная дисциплинарная мера может применяться к участнику аудиторской СРО, в деятельности которого были выявлены:
- Существенные нарушения законодательства об аудиторской деятельности;
- Существенные нарушения профессиональных стандартов аудиторской деятельности (как федеральных, так и стандартов, установленных в рамках аудиторской СРО);
- Существенные нарушения кодекса профессиональной и деловой этики аудиторов;
- Существенные нарушения правил независимости аудиторов.
Решение об исключении частного аудитора или аудиторской фирмы из состава профессиональной аудиторской СРО принимается управленческим органом СРО по результатам рассмотрения соответствующего дела в рамках дисциплинарного производства или по предписанию органа фед. надзора, выявившим те или иные нарушения в процессе осуществления проверочных мероприятий.
Таким образом, надзорные органы, хотя они и не имеют отношения к аудиторской СРО, также наделены возможностью непосредственно влиять на субъектов аудиторской деятельности посредством направления в саморегулируемую организацию предписаний, обязательных к исполнению.
Здесь следует отметить, что игнорировать предписания надзорного органа аудиторская СРО не вправе, под угрозой лишения правового статуса саморегулируемой организации.