Саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании - СРО) представляют собой некоммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с правилами законодательства о регистрации юридических лиц и НКО, которые приобрели статус саморегулируемых.
Это означает, что саморегулируемая организация регистрируется в два этапа:
- Регистрация юридического лица;
- Получение юридическим лицом статуса саморегулируемой организации.
Рассмотрим указанные этапы подробнее.
Как осуществляется регистрация СРО
Первый этап
В соответствии с действующим законодательством, прежде всего, необходимо зарегистрировать некоммерческую организацию в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (в аббревиатурном написании - НП). То есть изначально, на первом этапе регистрируется обычное юридическое лицо по правилам, установленным для любых юридических лиц (не только СРО) в форме НП.
Второй этап
На втором этапе, созданное некоммерческое партнерство должно выполнить ряд условий, установленных законодательством о саморегулировании, суть которых заключается в приведении в соответствие некоммерческой организации правилам и стандартам, предусмотренным законодателем для саморегулируемых организаций в соответствующей отрасли или профессиональной области. То есть некоммерческое партнерство должно быть приведено в полное соответствие с требованиями закона о саморегулируемых организациях, после чего НП подает заявление и сопутствующие ему документы в орган государственного надзора за саморегулируемыми организациями соответствующего вида, чтобы получить правовой статус саморегулируемой организации.
Процедура получения правового статуса саморегулируемой организации, в свою очередь заключается в том, что сотрудники надзирающего органа проверяют пакет документов НП, являющегося соискателем статуса СРО на предмет достоверности и достаточности сведений о некоммерческом партнерстве, а также на предмет соблюдения требований законодательства, после чего выносят решение о присвоении статуса СРО или об отказе присвоения статуса СРО.
Если решение надзирающего органа было положительным, то сотрудники надзорного органа должны внести сведения о новой саморегулируемой организации в государственный реестр СРО.
Ведение государственных реестров СРО
Итак, получение правового статуса саморегулируемой организации непосредственно связано с внесением сведений о такой организации в государственный реестр. Здесь следует отметить, что законодатель возлагает на государственные органы, осуществляющие надзор за саморегулируемыми организациями обязанности по ведению соответствующих государственных реестров саморегулируемых организаций, в которых должна быть отражена основная и актуальная информация о саморегулируемой организации.
Эта информация должна быть открытой и общедоступной для всех заинтересованных в получении такой информации лиц.
Как правило, информация о саморегулируемой организации интересует:
- потенциальных участников такой СРО (поскольку они должны определиться с выбором СРО);
- действующих членов СРО (поскольку они заинтересованы в получении и уточнении актуальной информации о СРО);
- партнеров и контрагентов саморегулируемой организации и ее участников;
- конечных потребителей продукции и услуг, осуществляемых членами СРО.
В этой связи, сведения, которые публикуются в государственных реестрах, должны отражать такую информацию, которая имеет значение для указанных выше лиц и может предоставляться в открытом доступе.
Очень важный момент заключается в том, что в соответствии со статьей 20 федерального закона “О СРО” за номером 315-ФЗ, некоммерческая организация получает право использовать в своем названии слово “саморегулирование” и производные от него слова только после того, как сведения о такой организации были занесены в реестр.
Процедура внесения сведений в государственный реестр
Законодатель требует, чтобы сведения, которые заносятся в государственный реестр СРО, были получены сотрудниками надзорного органа из официальных документов, пакет которых, некоммерческое партнерство должно предоставить вместе с заявлением, содержащим просьбу о внесении сведений о НП в государственный реестр.
В частности, в пакет документов, входят ксерокопии:
- свидетельства о госрегистрации юридического лица;
- устава НП;
- свидетельств о госрегистрации юридических лиц и ИП, являющихся членами НП;
- стандартов и правил НП;
- документов, подтверждающих учреждение в структуре НП специализированных органов;
- ИНН как самой НП, так и каждого из ее участников - юридических лиц и ИП;
- перечня всех участников НП с указанием видов экономической деятельности, которые они осуществляют.