В соответствии с принятым законопроектом N 50482-6, в Градостроительный кодекс были введены определенные поправки, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства и проектирования. Вступление в силу этого законопроекта, не только возложило на СРО дополнительные обязанности и полномочия, но и усилило государственный контроль за их деятельностью.
Поскольку ранее принималось решение о вступлении в члены СРО единоличным органом управления, это приводило к некоторым злоупотреблением, тем более, в области строительства и инженерных изысканий. Теперь же, законодатель в соответствии с указанным выше законопроектом предложил внедрить правило о приеме членов СРО постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Этот же орган управления наделяется полномочиями о принятии решения выдавать свидетельство о допуске к работам.
Так как это основная функция всех СРО в сфере строительства (контроль над деятельностью своих членов и выдача им специального разрешения на выполнение работ, без которого соответствующая деятельность будет считаться незаконной), законодатель подразумевает подконтрольность функции этого органа Ростехнадзору. Кроме того, полномочия выдачи разрешения на допуск к работам, которые имеет теперь только коллегиальный орган правления СРО, нельзя будет передавать никакому другому органу СРО.
Практика арбитражных судов также отражает это положение законодательства в сфере строительства. Так как ранее закон о саморегулируемых организациях не детализировал распределение функций и полномочий органов СРО в сфере строительства, а Градостроительный кодекс также не содержал дифференцированного подхода к распределению полномочий органов управления организации саморегулирования, то данное новшество ввело определенную ясность в указанный законодательный акт.
Когда решение о вступлении участника в СРО принято, возникает новая необходимость вести на каждого участника дела. Кроме того, сведения о членах СРО должны теперь корректно отражаться в базе данных сети «Интернет» данной организации. Реестр сайта СРО должен также отображать сведения и об организации, и о дате выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. После выдачи этого свидетельства, коллегиальный орган СРО информирует Национальное объединение саморегулируемых организации о выдаче такого свидетельства.
Если коллегиальным органом управления было принято решение о приостановлении, изменении или возобновлении свидетельства о допуске к работам, то соответствующие сведения снова должны быть обновлены на сайте, и необходимо направить соответствующее письменное уведомление в Национальное объединение саморегулируемых организаций.
Особое внимание стоит уделить вопросу оплаты взносов в СРО. Теперь не допускается выдача свидетельства о допуске к началу работ без полной уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Лицо, которое не выполнило указанных обязательств, не будет получать указанное свидетельство, а решение о включении его в состав СРО будет аннулировано. Соответственно, данные вопросы теперь прямо или косвенно будут касаться коллегиального органа управления.
Поскольку в СРО строителей, проектировщиков или инженеров может вступить только субъект хозяйствования, то есть, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то существуют определенные ограничения на членство в других СРО. В соответствии с нормами законодательства, субъект хозяйствования имеет право иметь выданное лишь одной СРО свидетельство о допуске к определенным вида работам, если они оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как уже отмечалось выше, решение о выдаче допуска СРО теперь принимается только коллегиальным органом управления СРО.
Без соответствующего допуска, деятельность юридического лица либо предпринимателя в данной отрасли будет считаться незаконной, а нарушитель будет привлечен к ответственности, вплоть до исключения из реестра юридических лиц и наложения значительного денежного штрафа.
Исходя из этого, закон призван решить вопрос о злоупотреблении властью при принятии тех или иных членов в ряды организации. Все данные должны отражаться в реестрах, которые контролирует теперь Нацобъединение. В связи с этим, с одной стороны, вопросы о внесении изменений в базу данных будут решаться намного медленнее, поскольку берется в учет длительность срока по взаимодействию организации с управляющей структурой, но с другой стороны, уровень махинаций среди саморегулируемых организаций значительно снизится.
Таким образом, в настоящее время, порядок отбора кандидатов и претендентов на вступление в СРО значительно не изменился. Законодатель утвердил порядок распределения полномочий между всеми управляющими структурами, как самой саморегулируемой организации, так и ее контролирующих органов, их взаимосвязь и взаимодействие. При этом, вопрос о принятии или исключении из членства СРО будет решаться коллегиально. То есть, если раньше коллегиальный орган управления в СРО в структуре саморегулируемой организации мог отсутствовать, то теперь коллегиальный орган управления является наиболее ответственным органом СРО, на который возложены основные функции, связанные с принятием решений, имеющих правовое значение.