В рамках административной реформы, которая была проведена в начале двухтысячных годов, на законодательном уровне был создан новый для России институт саморегулирования.
Возникновение указанного института означало переход контрольно-надзорных функций за текущей деятельностью (профессиональной и предпринимательской) участников рынка от государственных органов к самим участникам рынка.
Государство оставило за собой только функции надзора за саморегулируемыми организациями (в аббревиатурном написании - СРО), а также карательные функции, в случае выявленных нарушений закона участниками рынка.
Появление саморегулируемых организаций, созданных непосредственно самими участниками рынка, коренным образом изменило положение дел.
Во-первых, контроль и надзор за деятельностью участников рынка стал предметным, поскольку он осуществлялся на профессиональной основе субъектами одной и той же деятельности или профессии.
Во-вторых, в условиях конкурентной борьбы в рамках какой-либо отрасли, контрольные функции приобретают принципиально новый смысл - недобросовестным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности естественным путем закрывается выход на рынок, что означает эффективную защиту потребителей еще на уровне создания тех или иных предприятий.
В-третьих, законодатель возложил на саморегулируемые организации функцию обеспечения имущественной ответственности участников СРО в рамках осуществления последними предпринимательской или профессиональной деятельности. Это означает, что саморегулируемые организации в полной мере берут на себя ответственность за деятельность на рынке каждого из своих участников и предоставляют потребителям реальные финансовые гарантии, в случае недобросовестного исполнения участниками СРО своих обязательств пере потребителями, контрагентами, партнерами и государством.
В законодательстве о саморегулировании провозглашается принцип добровольности участия в саморегулируемых организациях участников рынка.
Это означает, что вступать или не вступать в саморегулируемую организацию каждый из участников рынка решает самостоятельно. Никого нельзя заставить вступить в СРО принудительно.
Однако, здесь необходимо пояснить, что в некоторых отраслях, которые в случае недобросовестного осуществления соответствующей деятельности, представляют потенциальную опасность для людей, их здоровья или имущества, а также для объектов окружающей природной среды и историко-культурного наследия, законодатель требует от субъектов такой деятельности или профессии обязательного вступления в саморегулируемую организацию, под угрозой невозможности осуществления той или иной деятельности на легальной основе. В частности, к таким отраслям относятся строительство, инженерные изыскания и проектирование.
Таким образом, саморегулирование можно условно дифференцировать на добровольное и обязательное.
Добровольное саморегулирование означает, что субъекты деятельности, не подпадающей под обязательное саморегулирование, могут осуществлять свою деятельность независимо от того, являются ли они членами какой-либо СРО или нет. В любом случае деятельность таких участников рынка будет считаться легальной, если она осуществляется субъектами предпринимательства, официально зарегистрированных в качестве юридических лиц или ИП, или представителями соответствующих профессий, имеющих необходимое образование, квалификацию и навыки.
Обязательное саморегулирование, с одной стороны, также является добровольным, поскольку субъект предпринимательской или профессиональной деятельности делает свой выбор самостоятельно по таким вопросам как:
- Осуществлять ли ему виды деятельности, требующие допусков СРО или нет;
- В какую именно саморегулируемую организацию ему вступать (выбор СРО осуществляется самостоятельно и сугубо добровольно).
Таким образом, даже в таких отраслях, как строительство, где обязательное саморегулирование преобладает, у субъекта строительной деятельности всегда сохраняется право не осуществлять те виды деятельности, которые требуют допуска СРО и ограничиться такими видами строительной деятельности, которые такого допуска не требуют, то есть любыми видами деятельности, не связанной с капитальным строительством или осуществлением особо опасных работ.
С другой стороны, определенное ограничение в обязательном саморегулировании, конечно же, присутствует. Если тот или иной вид деятельности подпадает под необходимость вступления в СРО, субъект предпринимательской или профессиональной деятельности не вправе осуществлять эту деятельность пока не получит соответствующий допуск, для чего ему придется вступить в СРО.