В декабре 2012 года в Государственную Думу РФ Правительством России внесен законопроект, который в случае одобрения и принятия Госдумой в официальном порядке, внесет в градостроительное и административное законодательство (в ГСК и КоАП РФ) существенные изменения.
Отметим, что эти изменения будут затрагивать не только сами строительные / проектные / изыскательские организации, но и их партнерские некоммерческие объединения, действующих в форме саморегулируемых организаций (в аббревиатурном написании и далее по тексту – СРО).
В этой статье рассматриваются только изменения, связанные непосредственно с СРО.
Изменения для СРО в ГрСК
В статье 55.5 Кодекса предлагается изменить 14 пункт.
Новая редакция содержит в себе императивное предписание, согласно которому, все изменения в документации строительных / проектных / изыскательных СРО должны быть опубликованы на официальном сайте этой СРО не позднее, чем в трехдневный срок. Кроме этого, электронные копии с изменениями в документации одновременно с их публикацией на сайте, должны быть направлены в надзорные органы, осуществляющие контроль СРО в строительной сфере.
Законодательно установлен нижеследующий перечень документов, изменения в которых следует публиковать и направлять в надзорный орган:
- Решения и документы, которые принимались общим собранием строительной / проектной / изыскательной СРО;
- Решения и документы, которые принимались коллегиально постоянно действующим органом управления строительной / проектной / изыскательной СРО;
- Протоколы, в которых отражены заседания общего собрания строительной / проектной / изыскательной СРО;
- Протоколы, в которых отражены заседания органа управления строительной / проектной / изыскательной СРО.
В статье 55.6 Кодекса предлагается дополнить 4 пункт и ввести пункт 6.1.
В четвертом пункте, законодатель предлагает правило о том, что решения, которые касаются приема или отказа в приеме потенциальных участников СРО, а также выдачи допусков или отказа в их выдаче участникам строительных / проектных / изыскательных СРО, должны приниматься только коллегиально органом управления СРО.
Пункт 6.1 устанавливает правило о том, что строительная / проектная / изыскательская СРО должна вести дело на каждого из своих участников, при этом комплект обязательных документов такого дела законодательно определен.
Согласно пункту 6.1, в дело на участника СРО должны быть включены на обязательной основе следующие документы:
- Вся документация в полном ее объеме, которая предоставлялась участником СРО при вступлении в организацию, а также для получения спецдопуска к работам;
- Все документы, которые представлялись участником СРО для внесения изменений / прекращения / восстановления свидетельства, дающего право на спецдопуск к работам;
- Все документы, которые представлялись участником СРО вместе с заявлением о добровольном выходе из организации;
- Документация, содержащая в себе результаты контроля органов строительной / проектной / изыскательной СРО за деятельностью своего участника;
- Документация, содержащая в себе сведения о применении к участнику строительной / проектной / изыскательной СРО каких-либо мер дисциплинарного воздействия.
Также в состав дела участника СРО могут быть включены и иные документы, перечень которых был утвержден управленческими органами каждой конкретной СРО. Дела на каждого из участников СРО (как настоящих, так и выбывших) должны храниться в организации постоянно и надлежащим образом.
В статье 55.9 Кодекса предлагается изменить пункт 8.
Здесь, по сравнению с действующей нормой, расширяется круг документов за счет документации, выданной строительной, проектной или изыскательной СРО.
В статье 55.11 Кодекса предлагается дополнить части 1-3.
Так в первой части, законодатель хочет установить минимальную планку по количеству участников коллегиального управленческого органа , для проектных СРО и СРО инженеров изыскателей – 5 участников, а для строительных СРО – 11 участников.
Во второй и третьей частях, законодатель определяет круг полномочий коллегиальных управленческих органов строительных, проектных и изыскательских СРО.
В статье 55.17 Кодекса предлагается ввести в часть 2 новый пункт 2.1 и дополнить часть 6.
Новый пункт 2.1 предписывает указывать номер свидетельства строительной / проектной / изыскательской СРО, дающего право на спецдопуск к работам.
Часть шестая предоставляет всем желающим право на безвозмездное получение исчерпывающей информации о строительной / проектной / изыскательной СРО, содержащейся в реестре, на ее официальном сайте.
В статье 55.19 Кодекса предлагается ввести новую часть 6.1 и внести изменения в 7 часть статьи.
Часть 6.1 закрепляет за органами надзора над строительными / проектными / изыскательскими СРО при проведении проверочных мероприятий привлекать к участию в них представителей Национальных объединений строительных / проектных / изыскательских СРО.
Часть 7 в новой редакции закрепляет за органами надзора над строительными / проектными / изыскательскими СРО право обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО из реестра, в случае, если строительная / проектная / изыскательская СРО не соблюдает требования, установленные законодателем. В особенности данное правило касается требований, регламентирующих процесс выдачи спецдопусков.
В статье 55.20 Кодекса предлагается ввести новую 11 часть.
11 часть закрепляет для Национальных Объединений строительных / проектных / изыскательских СРО обеспеченную правом возможность обратиться в суд с иском об исключении конкретной СРО из реестра, если строительная /проектная / изыскательская СРО в установленные сроки не исполнила законных требований Национального объединения.
В статье 55.21 Кодекса предлагается исключить пункт 2.1 части третьей.
В случае если этот законопроект будет принят, одно и то же лицо сможет занимать пост президента Национального объединения СРО в строительной сфере два и более срока подряд.
Изменения для СРО в КОаП
Законодатель предлагает дополнить девятую главу КОАП статьей 9.5.2.
Согласно дополнению, за неисполнение строительными / проектными / изыскательскими СРО вышеизложенных правил градостроительного законодательства, их можно будет привлекать к административной ответственности.
Так, за неисполнение требований законодателя о ведении реестров участников СРО, ведении и хранении дел на каждого участника СРО, за отсутствие надлежащего контроля деятельности своих участников и выдачу им свидетельств, допускающих к работам, вводятся штрафные санкции до ста тысяч рублей.