Законопроект № 50482-6 неоднократно обсуждался еще с мая 2012 года, касается он внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в 315-ФЗ «О СРО». Целью рассматриваемого законопроекта является устранение разночтений и пробелов законодательства при реализации положений закона и положений о саморегулируемых организациях в правоприменительной практике. Неоднократно проект дорабатывался и возвращался на изменения, но все-таки 14 ноября 2014 года он был принят. Какие же новшества принес собой этот закон?
С одной стороны, несколько поблажек, но с другой, столько же ограничений и ужесточения условий для вступления в СРО в сфере строительной и градостроительной деятельности. Так, если индивидуальный предприниматель или компания будут исключены из участия в одной из организаций, но впоследствии получат нужный допуск к работам через другую саморегулируемую организацию, то такие субъекты хозяйственной деятельности смогут претендовать на возмещение средств, оплаченных ими в компенсационный фонд в ту организацию, из состава которой они были исключены. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами в национальное объединение СРО, которое, в соответствии с изменениями в Градостроительный кодекс, теперь имеет более четко обозначенные функции и полномочия. Так, например, компании, которые не выполняют свои обязательства, могут быть вовсе исключены из реестра СРО по заявлению и рекомендации Национального объединения к Ростехнадзору.
Таким образом, основной новеллой законодательства является правовая возможность «перевести» деньги, оплаченные компанией или предпринимателем в компенсационный фонд одной организации, в другую СРО, которая выдала новый допуск к работам. И, по большому счету, теперь, с принятием данного законопроекта, участники СРО будут знать, что те деньги, которые были ими оплачены в компенсационный фонд, никуда не деваются, а являются теми самыми финансовыми гарантиями, которые обеспечивают их добросовестность и конкурентоспособность перед конечным потребителем.
В соответствии с изменениями в законодательстве, Нацобъединения СРО не смогут злоупотреблять своим положением и оказывать давление на те или иные строительные организации, а также присваивать себе деньги компенсационного фонда. Влияние и участие Ростехнадхора и государства в целом за деятельностью саморегулируемых организаций позволит установить отношения подконтрольности и добросовестности, равенства всех участников друг перед другом и перед СРО, недопущения предоставления определенных льгот и поблажек отдельным компаниям - участникам СРО. Ведь, кроме всего прочего, посреднические услуги сторонних компаний по вступлению строительных организаций в СРО теперь тоже будут нивелироваться.
Деятельность саморегулируемых организаций будет более тщательно проверяться Ростехнадзором. Кроме того, эта же инстанция сможет проводить проверку и Национального объединения саморегулируемых организаций. К сожалению, в полной мере понять новые возможности такой контролирующей структуры, её плюсы и минусы, на данный момент не представляется возможным. Только применение изменений закона на практике покажет, существуют ли сложности и недоработки и в чем они заключаются.
Сами Нацобъединения получили также некоторые дополнительные рычаги влияния и возможности. На них возлагается обязанность вести реестр членов СРО, чего ранее в принципе, не было. То есть, ранее каждая СРО сама отвечала за ведение реестра своих членов. Минстрой теперь будет тщательно проверять деятельность и порядок выполнения своих обязательств Нацобъединением. Проверки же самих саморегулируемых организаций теперь возложены на Ростехнадзор. Такие проверки будут плановыми, если ничего экстренного о нарушении законодательства не сообщит Нацобъединение, что является прямым основанием и для внеплановых проверок.
Объединение СРО теперь также контролирует, чтобы не допускалось вступление участников в СРО в сфере строительства в рассрочку. Нацобъединения возьмут на себя функции приема заявлений от предпринимателей и юридических лиц о вступлении в СРО. Нацобъединения также смогут вносить свои рекомендации по включению в реестр компаний и ИП.
Исключить саморегулируемую организацию из единого реестра сможет Ростехнадзор. Причем, во внесудебном порядке. А вот все споры по таким вопросам будут отнесены к компетенции арбитражных судов.
Все эти изменения, по мнению создателей этого закона, позволят улучшить качество и добросовестность в деятельности СРО строителей, изыскателей и проектировщиков, а также улучшить качество предоставляемых ими услуг, позволив контролировать деятельность и СРО, и всех их участников органам государственного ведомства. На сами же СРО возложено теперь больше ответственности и перед государством, и перед своими участниками. По мнению законодателя, подотчетность и ответственность помогут уберечь субъектов хозяйствования от коммерческих однодневных СРО.