Институт саморегулирования появился в России по итогам проведения административной реформы в двухтысячных годах. Сущность саморегулирования заключается в передаче государством принадлежащих ему контрольно-надзорных функций непосредственно участникам рыночных отношений.
До появления саморегулирования профессиональную и предпринимательскую деятельность контролировали государственные органы, в том числе посредством выдачи лицензий. Теперь указанные полномочия в области контроля и надзора возлагаются законодателем на саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании СРО).
Саморегулируемые организации
Федеральный закон за № 315-ФЗ раскрывает в статье 3 понятие саморегулируемых организаций. Согласно части 1 указанной статьи под СРО понимаются некоммерческие организации (в аббревиатурном написании НКО), которые создаются:
- В целях предусмотренных законодательством о саморегулировании.
- На основе членства.
- С учётом единства отрасли производства или рынка соответствующих товаров и услуг.
В субъектный состав саморегулируемой организации по общему правилу могут входить:
- Субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и частные предприниматели, официально зарегистрированные в качестве ИП).
- Физические лица, не имеющие действующего статуса ИП, осуществляющие определённую профессиональную деятельность.
Следует отметить, что в отдельных отраслях народного хозяйства субъектный состав участников СРО может быть ограничен отраслевым федеральным законодательством. Так, к примеру, в субъектный состав саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий в соответствии с Градостроительным Кодексом, могут входить только юридические лица и частные предприниматели.
Права и обязанности саморегулируемых организаций
Статья 6 федерального закона за № 315-ФЗ закрепляет основные права и обязанности СРО. Согласно указанной правовой норме, к основным правам СРО относятся:
- Вопросы, связанные с разработкой и установлением условий членства в СРО.
- Вопросы применения СРО дисциплинарных мер воздействия к своим участникам.
- Вопросы, связанные с образования третейских судов в рамках СРО.
- Анализ деятельности участников СРО на основании отчётности, которая должна предоставляться в СРО.
- Вопросы представления интересов участников СРО в государственных и муниципальных органах власти.
- Вопросы организации профобучения и аттестации работников участников СРО, а также сертификации продукции, произведённой участниками СРО.
- Вопросы, связанные с обеспечением информационной открытости деятельности участников СРО.
- Вопросы, связанные с контролем за осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности участников СРО.
- Вопросы, связанные с рассмотрением жалоб на действия участников СРО, а также рассмотрения дел о нарушении участниками СРО требований действующего законодательства, стандартов, правил, и условий членства в СРО.
- Вопросы, связанные с ведением реестра участников СРО.
- Иные права, предусмотренные отраслевыми федеральными законами и уставом СРО.
Также саморегулируемая организация вправе:
- Оспаривать от имени саморегулируемой организации любые решения, акты, а также действия (бездействия) государственных и местных органов власти, если такие решения (акты) действия (бездействия) нарушают права и законные интересы непосредственно самой саморегулируемой организации, а также её членов (или создают угрозу нарушения прав и интересов).
- Принимать участие в обсуждении законопроектов, а также проектов иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и её субъектов, если указанные законопроекты и проекты нормативно-правовых актов связаны с вопросами саморегулирования в соответствующих отраслях.
- Направлять в государственные органы РФ и её субъектов, а также в органы местного самоуправления, юридические заключения по результатам независимых экспертиз законопроектов и проектов нормативно-правовых актов, проводимых в рамках СРО.
- Осуществлять запросы в государственных органах РФ и её субъектов, а также органах местного самоуправления, и получать от указанных органов соответствующую информацию, которая необходима для выполнения функций, возложенных на СРО федеральным законодательством.
Здесь следует отметить, что саморегулируемая организация вправе осуществлять и иные права, если ограничения таких прав не предусмотрено федеральным законодательством или учредительными документами СРО.
Что касается обязанностей саморегулируемых организаций, то в соответствии с частью пятой статьи 6 фед. закона 315-ФЗ, СРО обязаны исполнять функции, возложенные на них законодательством о саморегулировании.