В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, за деятельностью саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, осуществляется государственный надзор. Государственный надзор за деятельностью СРО ведет уполномоченный орган исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. В области строительства, надзорным органом является Ростехнадзор.
Право надзорного органа на обращение в арбитраж с иском об исключении СРО из госреестра корреспондируется с правом такого надзорного органа проводить плановые и внеплановые проверки саморегулируемых организаций.
По результатам проверки, при выявлении определенных правонарушений, надзорный орган выдает соответствующие предписания. Если нарушения не будут устранены, Ростехнадзор выносит на рассмотрение Национального объединения саморегулируемых организаций вопрос об исключении данной СРО из госреестра. Если, по мнению Нацобъединения, нет правовых оснований для этого, то исключение СРО из госреестра может происходить путем судебного разбирательства.
Существует определенный порядок, по которому происходит этап рассмотрения жалоб на саморегулируемую организацию и с последующим ее исключением ее из госреестра:
- При поступлении в орган надзора жалобы или уведомления, заявления граждан, ИП или юридических лиц о том, что данная саморегулируемая организация нарушает действующее законодательство, или в случае несоответствия требований данной СРО к выдаче свидетельств о допуске к выполнению работ, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия у организации компенсационного фонда или в случае несоответствия его размера установленным нормам, при не предоставлении СРО информации о своей деятельности или членах , в соответствии с действующими нормами закона, орган надзора принимает решение о проведении внеплановой проверки этой СРО.
- Надзорный орган в установленные законом сроки (как правило не более 10 дней) проводит проверку всех заявленных обстоятельств в отношении саморегулируемой организации. Для этого, орган надзора запрашивает у СРО необходимые материалы и документы, которые СРО обязана предоставить.
- Если в ходе проведения проверки будет установлено правонарушение со стороны саморегулируемой организации, то орган надзора выдает определенные предписания для устранения правонарушений.
- Если данное предписание не будет исполнено саморегулируемой организацией в установленные для этого сроки, по истечении пяти рабочих дней, орган надзора имеет право обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций для получения от него заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или же, об отсутствии таких оснований.
- Национальное объединение, со своей стороны, также рассматривает предоставленную надзорным органом, информацию обо всех фактах нарушений СРО законодательства , после чего готовит официальный ответ о наличии или об отсутствии правовой возможности и оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра.
- Если со стороны Национального объединения саморегулируемых организаций будет принято обоснованное заключение о возможности и наличии правовых оснований для исключения саморегулируемой организации из государственного реестра, то надзорный орган принимает решение о таком исключении саморегулируемой организации из госреестра во внесудебном порядке.
- Если надзорный орган получит от Национального объединения саморегулируемых организаций заключение о том, что отсутствуют правовые основания для исключения данной саморегулируемой организации из госреестра, то орган надзора имеет право обратиться в арбитражный суд для того, чтобы предъявить иск об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.
Судебное разрешение спора происходит в порядке искового производства, в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством. Для этого, орган надзора должен подготовить мотивированный иск со всеми приложенными к нему доказательствами о существующем правонарушении, после чего направить его в арбитражный суд для рассмотрения.
Таким образом, государственный надзор и контроль за саморегулируемыми организациями в строительной сфере осуществляет специализированный уполномоченный надзорный орган - Ростехнадзор. Надзорный орган в случае необходимости вправе обратиться в Нацобъединение строительных СРО по вопросам рассмотрения возможности исключить СРО, которая нарушает требования закона, из государственного реестра. В случае несогласия Национального Объединения с позицией надзорного органа, последний вправе обратиться в арбитражный суд, заявить соответствующие требования и представить свои доводы в порядке искового производства.