Аудиторская деятельность представляет собой одно из ключевых направлений финансовой деятельности и имеет непосредственное влияние на экономику страны.
В этой связи рассматриваемый вид деятельности требует повышенного контроля и надзора, поскольку в противном случае, это может привести к коррумпированности отрасли и замедлению темпов экономического роста.
Согласно российскому законодательству об аудиторской деятельности, регулирование аудита осуществляется одновременно на двух уровнях:
- Государственном;
- В рамках института саморегулирования.
Рассмотрим их подробнее и определимся с тем, каким образом оба уровня регулирования соотносятся и взаимодействуют между собой.
Государственное регулирование в области аудита
В соответствии со статьей пятнадцатой фед. закона «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ, функции госрегулирования в области аудита закреплены за специальным уполномоченным фед. органом, являющимся структурным подразделением Минфина.
К функциям госрегулирования, законодатель относит следующие:
- Разработка гос. политики в области аудита;
- Базовое нормативно-правовое регулирование в области аудита, в том числе утверждение фед. стандартов деятельности аудиторов и принятие необходимых нормативно-правовых актов по тем или иным вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
- Ведение госреестра саморегулируемых аудиторских организаций;
- Контрольное ведение реестров частных аудиторов и аудиторских компаний (контрольный экземпляр);
- Анализ данных, полученных в ходе мониторинга положения, сложившегося на аудиторском рынке;
- Иные функции, в том числе функции госконтроля за деятельностью саморегулируемых аудиторских организаций.
Саморегулирование в области аудита
Саморегулирование в области аудита осуществляется на основе обязательного членства частных аудиторов и аудиторских фирм в профессиональных саморегулируемых аудиторских организациях (в аббревиатурном написании – СРО).
Основные функции аудиторских СРО
Законодательство об аудиторской деятельности относит к основным функциям профессиональных аудиторских СРО следующие:
- Базовые функции саморегулирования, закрепленные нормами фед. закона «О саморегулируемых организациях» за номером 315-ФЗ (контроль за текущей деятельностью участников СРО, представительство интересов участников СРО, обеспечение имущественной ответственности участников СРО перед потребителями и т. д.);
- Разработка и утверждение аудиторских стандартов в рамках СРО аудиторов, правила их независимости, кодекс профессиональной и деловой аудиторской этики;
- Подготовка проектов аудиторских стандартов фед. значения, а также стандартов в области бух. учета;
- Организация обучения аудиторов, в том числе прохождения ими повышения квалификации;
- Ведение реестра частных аудиторов и аудиторских компаний, являющихся участниками СРО.
Взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования
Из анализа законодательства об аудиторской деятельности, следует, что взаимодействие в области аудита осуществляется по следующей схеме:
- Аудиторские СРО ведут реестры своих участников, осуществляют предметный контроль за их профессиональной деятельностью, и, в случае необходимости применяют к последним меры дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из состава СРО, что, одновременно означает автоматическое прекращение легальной возможности осуществлять аудиторскую деятельность.
- Уполномоченный фед. орган ведет госреестр профессиональных аудиторских СРО, контролирует их работу, и, в случае выявления нарушений законодательства, принимает в отношении СРО соответствующие меры, вплоть до исключения аудиторской СРО из госреестра аудиторских саморегулируемых организаций, что означает автоматическую утрату исключенной СРО правового статуса саморегулируемой организации и невозможность дальнейшего легального осуществления аудиторской деятельности всеми ее участниками, как частными аудиторами, таки и аудиторскими компаниями.
- Профессиональные аудиторские СРО разрабатывают стандарты и иные правила осуществления аудиторской деятельности, обязательные для своих участников, а также готовят проекты фед. аудиторских стандартов, которые, в случае их утверждения уполномоченным фед. органом становятся обязательными для всех аудиторских СРО и применяются ими в качестве базовых.
Также, следует отметить, что при Минфине действует Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители как системы госрегулирования, так и системы саморегулирования, что обеспечивает гармоничный баланс соблюдения интересов общества и государства с одной стороны и профессионального сообщества аудиторов с другой.