Саморегулирование представляет собой инициативную и предметную деятельность предпринимателей и профессионалов в различных областях, направленную на создание отраслевых стандартов и контроль за их исполнением, а также обеспечение имущественной ответственности перед потребителями и иными заинтересованными лицами со стороны каждого участника саморегулирования.
Саморегулирование - это деятельность, которая осуществляется посредством участия представителей той или иной отрасли или профессии (юр. лиц и частных лиц) в специально созданных с этой целью саморегулируемых организациях (в аббревиатурном написании – СРО) на основе членства, которое может быть в одних случаях добровольным, а в других – обязательным.
Добровольность или обязательность саморегулирования зависят от специфики конкретной отрасли и наличия соответствующих императивных предписаний законодателя.
Здесь следует отметить, что вся деятельность, сопряженная с процессами саморегулирования осуществляется только в рамках законодательства о саморегулировании, то есть регламентируется фед. законом «О СРО» за номером 315-ФЗ, содержащим базовые правила саморегулирования и отраслевыми фед. законами, отражающими особенности саморегулирования в конкретной отрасли.
Структура саморегулируемой организации
Саморегулируемые организации осуществляют возложенные на них законодателем основные функции посредством своих органов, система которых строго определена законом.
Согласно положениям базового закона «О СРО» структурно саморегулируемая организация должна состоять из следующих органов:
- Общее собрание участников саморегулируемой организации (участие в собрании принимают все участники СРО, поэтому оно и называется общим);
- Орган коллегиального управления (действует в СРО на постоянной основе);
- Исполнительный орган (также действует в СРО на постоянной основе);
- Специализированные органы (действуют на постоянной основе и создаются коллегиальным органом управления).
Часть вторая статьи 15 Закона «О СРО» позволяет осуществлять функции коллегиального управленческого органа общему собранию.
Это означает, что законодатель допускает, что структура некоторых СРО может состоять только из Общего собрания, исполнительного и специализированных органов.
Однако стандартная структура СРО состоит из четырех видов органов, каждый из которых законодательно наделен самостоятельными функциями, которые могут быть расширены локальными актами конкретной саморегулируемой организации. Здесь следует отметить, что объем функций, закрепленный за каждым органом законодателем, не может быть уменьшен.
Функции Общего Собрания
Общее Собрание является основным руководящим органом саморегулируемой организации, в этой связи в его компетенцию входит множество полномочий, в том числе :
- Утверждать устав НКО (некоммерческой организации, на базе которой была создана СРО), а также вносить в него изменения при возникновении такой необходимости;
- Избирать участников коллегиального органа управления и назначать на должность лиц, осуществляющих функции исполнительного органа;
- Утверждать дисциплинарные меры к участникам СРО и порядок их применения, рассматривать жалобы участников СРО;
- Утверждать отчетные документы и сметы саморегулируемой организации;
- Определять для саморегулируемой организации приоритетные направления развития;
- Принимать решения относительно реорганизации или ликвидации СРО, а также по вопросам исключения из госреестра сведений о СРО;
- Заниматься иными вопросами, отнесенными к его компетенции федеральным законодательством.
Функции коллегиального органа управления
За коллегиальным органом управления СРО законодатель закрепляет следующие полномочия:
- Утверждать правила и отраслевые стандарты, обязательные для исполнения всеми участниками СРО;
- Создавать специализированные органы СРО;
- Принимать решения о принятии в члены новых участников СРО, а также об исключении участников из СРО;
- Заниматься иными вопросами управления в рамках своего правого статуса, регламентированного статьей 17 Закона «О СРО» и иными отраслевыми фед. законами.
Функции исполнительного органа
Согласно статье 18 Закона «О СРО» на исполнительный орган возлагаются различные хозяйственные функции, которые не входят в компетенцию общего собрания или коллегиального органа управления.
Функции специализированных органов
В статье 19 Закона « О СРО» законодатель устанавливает, что специализированных органов должно быть не менее двух: орган контролирующий соблюдение участниками СРО установленных ею стандартов и правил и орган, в обязанности которого входит рассмотрение дел по вопросам дисциплинарной ответственности участников СРО.