Что такое телемедицина?
Существует множество определений термина телемедицина, в рамках политики Всемирной организации здравоохранения в области телемедицины в 1997 году было предложено следующее определение: телемедицина – это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ. Данный метод является одним из наиболее растущих сегментов здравоохранения в мире.
Так, телемедицина – это не отдельный вид медицинской деятельности, а лишь технология, которая используется при осуществлении медицинской деятельности. Поэтому медицинскую помощь – даже с использованием телемедицины – надлежит оказывать в соответствии с порядками ее оказания и на основе стандартов медпомощи. Следовательно, медорганизации, которые на основе соответствующей лицензии оказывают медицинскую помощь «с телемедициной», должны соблюдать лицензионные требования, в том числе соответствующие стандарты оснащения, и обеспечить необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консилиумов. Другими словами, оказывать телемедпомощь врач может только со своего рабочего места, оснащение которого отвечает лицензионным требованием, и используя только оборудование медицинской организации (письмо Минздрава России от 9 апреля 2018 г. № 18-2/0579).
На данный момент Всемирная организация здравоохранения разрабатывает проект создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине.
Телемедицина в России
Первые видеоконсультации в РФ прошли в 1995 году в Военно-медицинской Академии им. С.М. Кирова, в городе Санкт-Петербург.
1997 год. Реализация проекта видеоконференций «Москва – регионы России», объединившего Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева РАМН, НИИ педиатрии и ряд других центров.
1999 год. Создание московской корпоративной телемедицинской сети, в которую вошли 32 лечебно-профилактических учреждения.
2001 год. Интеграция российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.
2018 год. Вступление в силу закона о телемедицине в РФ.
2020 год. Телемедицина в период пандемии.
Так как в 2020 году ситуация с заболеванием новой коронавирусной инфекцией стоит на первом месте, специалисты ведут прием круглосуточно, обратиться к ним можно по видеосвязи. Больные, у которых легкая форма заболевания, не требующая нахождения в стационаре, лечатся дома, но следить за состоянием пациентов все равно необходимо. Сделать это в условиях карантина помогают специалисты центра телемедицины Департамента здравоохранения Москвы.
Телемедицинские консультации проходят по определенному сценарию, сначала происходит визит врача на дом, врач проводит тесты, выясняет всю информацию у пациента о сопутствующих заболеваниях, прописывает лечение и вносит сведения в базу ЕМИАС.
Если компьютера или смартфона у пациента нет, для проведения видеосвязи, врачи консультируют по телефону.
В такой сложный период телемедицина как никогда помогает врачам контактировать с пациентами, миллионы людей пользуются услугами телемедицины, и их количество только растет. Это говорит только о том, что в ближайшем будущем телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей, это облегчит жизнь людям с серьезными заболеваниями, которым приходится ездить на консультации в другие страны. Вероятней всего в скором времени телемедицина и данные, которые хранятся о пациентах в поликлиниках объединят, и вся информация о здоровье пациентов будет хранится в интернете.