В конце двухтысячных годов, государство отказалось от надзорно-контрольных функций за деятельностью в сфере профессионального аудита, предоставив, таким образом, возможность аудиторам самостоятельно регулировать многие вопросы, связанные с непосредственным осуществлением ими аудиторской деятельности, в рамках аудиторских саморегулируемых организаций (в аббревиатурном написании – СРО).
Тем не менее, поскольку от аудиторской деятельности в большой степени зависит экономика страны, государство сохранило за собой часть властных полномочий в области аудита, которые были распределены между Минфином РФ и созданным при нем специализированным органом – Советом по аудиторской деятельности (далее по тексту - Совет).
Функции органов гос. и общественного регулирования
Согласно требованиям законодателя, на Минфин возлагаются функции:
- утверждения нормативных Положений, касающихся работы Совета;
- разработка гос. политики в области аудита;
- ведения госреестра саморегулируемых аудиторских организаций;
- аналитические исследования российского аудиторского рынка
За Советом, в свою очередь были закреплены следующие функции:
- рассмотрение вопросов, имеющих отношение к гос. политике в области аудита;
- рассмотрение проектов профессиональных аудиторских стандартов;
- рассмотрение проектов иных нормативно-правовых актов в области аудита, их рекомендация к утверждению Минфином;
- рассмотрение и одобрение правил разработки стандартов профессиональной аудиторской деятельности, кодекса аудиторской профессиональной и деловой этики;
- оценка деятельности аудиторских СРО по вопросам внешнего контроля за качеством аудиторской деятельности и представление рекомендаций для ее усовершенствования;
- Внесение в Минфин предложений по вопросам осуществления контроля качества в области аудита;
- Рассмотрение ходатайств и обращений, поступающих от аудиторских СРО.
Все остальные функции по регулированию аудита были возложены непосредственно на самих участников данного вида деятельности, аудиторов, действующих в рамках профессиональных саморегулируемых аудиторских организаций, поскольку в рассматриваемой сфере деятельности именно им отводилась главная роль.
Основа взаимодействия Совета и аудиторских СРО
Из приведенных выше перечней функций, отчетливо видно, что аудиторские СРО и их деятельность практически в полном объеме подотчетны Совету, который, главным образом, выполняет функции обеспечения интересов общества, в то время как саморегулируемые аудиторские организации заняты в основном обеспечением цивилизованных условий для осуществления аудита.
Понятно, что далеко не всегда их устремления совпадают, однако данное положение вещей создает гармоничное равновесие интересов субъектов аудиторской деятельности, заинтересованных в комфортных условиях развития данной отрасли и общества, заинтересованного в высоком качестве работы аудиторов.
Что же касается непосредственного взаимодействия между Советом и аудиторскими СРО, то оно проявляется в таких вопросах как:
- Подготовка и утверждение обязательной документации, в том числе профессиональных стандартов и правил осуществления аудиторской деятельности;
- Защита интересов аудиторов;
- Внешний контроль качества и аналитические исследования.
Разработка и утверждение обязательной документации
Одной из главных функций саморегулируемых аудиторских организаций является разработка обязательной документации, в том числе профессиональных правил и стандартов. Неисполнение указанной функции может повлечь за собой исключение аудиторской СРО из госреестра и лишения организации правового статуса саморегулируемой.
Это означает, что аудиторы в рамках профессиональной СРО сами создают для себя правила и стандарты. Однако базой для них являются правила и стандарты, разработанные Советом, поскольку в полномочия Совета входит разработка стандартов на фед. уровне, с учетом их соответствия международным правилам саморегулирования.
Защита интересов аудиторов, аналитика и контроль качества
Аудиторские СРО вправе обращаться в Совет с ходатайствами по различным вопросам, если они связаны с осуществлением ими аудиторской деятельности.
Таким образом, у аудиторов есть возможность защищать и отстаивать свои интересы, а также вносить на рассмотрение Совета различные инициативы, которые, в случае, если они будут одобрены Советом, могут быть в дальнейшем рекомендованы последним для утверждения Минфином.
В то же время Совет контролирует соблюдение аудиторами стандартов и правил, установленных на фед. уровне, анализирует данную информацию и принимает меры, направленные на развитие аудита.