Согласно российскому законодательству, деятельность архитекторов и проектировщиков должна надлежащим образом контролироваться, поскольку ошибки в расчетах могут впоследствии привести к угрозе безопасности людей, их имущества, объектам культурного наследия и окружающей природной среды.
До 2009 года контроль за деятельностью архитекторов и проектировщиков осуществлялся в рамках системы обязательного лицензирования. То есть для того, чтобы легально заниматься архитектурной деятельностью, необходимо было вначале получить соответствующую лицензию в госорганах. Однако система лицензирования оказалась недостаточно эффективной, поскольку создавала мощный административный барьер и не могла учитывать особенности развития отрасли.
В этой связи, на законодательном уровне было принято решение заменить лицензирование обязательным саморегулированием, что и было сделано.
Новая система вызвала в сообществе архитекторов и строителей множество вопросов, большинство из которых было связано с финансовыми затратами, которые возросли, по сравнению с действовавшей ранее системой лицензирования в несколько раз. Кроме этого, срок действия лицензий у многих проектных организаций не закончился, а их действие было отменено, что опять же повлекло за собой неоправданные финансовые потери.
Обязательное саморегулирование в архитектурной деятельности означает, что теперь, чтобы иметь возможность осуществлять архитектурную деятельность, архитектор или проектная организация обязана вступить в профильную саморегулируемую организацию ( в аббревиатурном написании – СРО) и получить там соответствующее свидетельство о допуске к проектным работам.
Вступить в СРО можно как большим проектным организациям, имеющим правовой статус юр. лица, так и частным архитекторам и проектировщикам.
Иными словами, механизм очень похож на лицензирование, но отличается от него тем, что стоимость участия в СРО значительно более высокая, а также требования саморегулируемых организаций могут отличаться в зависимости от региональных и иных особенностей каждой конкретной СРО, то есть единых правил и стандартов, как было при лицензировании, больше не существует.
Тем не менее, участие в СРО делает архитектора или проектную организацию более конкурентоспособной на рынке, так как имущественная ответственность каждого участника СРО обеспечивается средствами компенсационного фонда организации.
Однако финансовая сторона вопроса, по-прежнему, продолжает волновать архитекторов и проектировщиков, поскольку здесь возникают две проблемы:
- Проектной организации и тем более частному проектировщику, особенно, если он только начинает осуществлять проектную деятельность, довольно сложно найти нужную сумму денег, которую необходимо внести в компенсационный фонд, а также потратить на иные необходимые платежи в СРО;
- Поскольку стоимость участия в СРО складывается из нескольких финансовых показателей, проектной компании или архитектору сложно рассчитать конечную стоимость такого участия.
Указанные выше проблемы легко решаются. Первая проблема - путем оформления кредитного договора с саморегулируемой организацией (так называемая СРО в рассрочку), а вторая - путем обращения к нормам законодательства о саморегулировании, а также к локальным актам саморегулируемой организации, в которых должны быть установлены все взносы и иные платежи, являющиеся обязательными для участников саморегулируемой организации.
Здесь следует отметить, что на многих сайтах проектных и строительных СРО даже существуют специальные онлайн - калькуляторы, при вводе запрашиваемых данных в которые, проектная организация может получить точные данные расчетов относительно ее участия в конкретной СРО.
Такие данные не являются едиными и могут различаться, поскольку:
- Каждая СРО вправе устанавливать свои размеры обязательных взносов участников. Единственное требование законодателя на этот счет заключается в том, что такие взносы не могут быть меньше, установленных законом.
- Каждая СРО вправе вводить различные дополнительные платежи;
- Взносы в комп. фонд, их минимальный размер, также может различаться в зависимости от объема допуска, предоставляемого СРО.
Рассмотрим, из чего, как правило, состоит стоимость участия в СРО.
- Взносы в комп. фонд (наиболее затратный элемент), их размер зависит от видов деятельности, которую планируется осуществлять, а также от региона, в котором находится компания;
- Страховые платежи (как правило, все СРО наряду с комп. фондом имеют систему страхования имущественной ответственности своих участников);
- Вступительный взнос (это единоразовый платеж);
- Членские взносы (данные взносы идут на содержание саморегулируемой организации);
- Расходы на аттестацию нужных специалистов и их предаттестационную подготовку;
- Расходы на оформление сертификата ISO 9001.