Институт саморегулирования в строительстве существует сравнительно недавно. Официально обязательным вступление в СРО для строителей стало только с 1 января 2010 года. За два года структура, принятая изначально, претерпела множество изменений.
Классификатор с видами работ в своей первой редакции прослужил всего полгода и был заменен на новый. Теперь множество компаний могут работать и вовсе без допуска, если работы проводятся на обычных объектах, а в классификаторе они отмечены астериском (*). Также многие виды работ, ранее для проведения которых нужны были лицензии, в классификаторе вовсе отсутствуют. К ним отнесены: благоустройство и озеленение, остекление, а также отделочные работы и др.
Значительные изменения коснулись подхода к расчету размера взноса в компенсационный фонд СРО (КФ). В первой редакции Градостроительного Кодекса было всего 2 варианта минимального размера взноса в КФ: 300 000 рублей при дополнительном страховании ответственности и 1 000 000 рублей – при отсутствии требований к страхованию. В текущей редакции – 300 000 рублей все еще являются обязательным минимальным требованием для вступления в СРО (при обязательном страховании ответственности). Но, если компания желает добавить в свой допуск функции генерального подрядчика, то взнос в размере 300 000 рублей позволит заключать договоры с подрядчиками, стоимостью не более 10 миллионов рублей. Больший взнос в КФ компании нужно сделать в том случае, если стоимость работ по одному договору больше 10 миллионов. Так, при стоимости договора до 60 миллионов рублей, компании нужно внести в фонд 500 000 рублей. Самой максимальной цифрой в данной «сетке» будет являться взнос в КФ, размером 10 миллионов рублей; он позволит заключать компании договоры, стоимостью более 10 миллиардов.
В июне 2012 года был воссоздан Росстрой, орган, подконтрольный Министерству регионального развития РФ, которому переданы некоторые его функции: организация проверок достоверности сметной документации, формирование государственного фонда данных, подготовка работников, их переподготовка и многое другое.
Правительством Москвы утверждено постановление о видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
Некоторые внесенные изменения касаются не только отраслевого, но и основного законодательства о саморегулируемых организациях. Это и создание новых органов, и утверждение технических норм в строительстве, информационная открытость саморегулируемых организаций и многое другое.
К ожидаемым изменениям можно отнести поддержку Ростехнадзора, оказываемую НОССТРОЙ, который на данный момент создает стандарты на правила выполнения работ, требования к их результатам и системам контроля за их выполнением. Планируется внесение проекта закона о негосударственном строительном контроле, также ожидается модернизация Приказа №624 Минрегионразвития, в связи с выявлением пересекающихся с лицензией МЧС видов работ. Назревшие за 2 года функционирования саморегулирования в строительстве проблемы, такие как: существование так называемых «коммерческих СРО», которые буквально торгуют допусками к строительным работам; работа многих строительных компаний без соответствующих допусков; рост аварийности в результате некачественного строительства, - эти и другие обстоятельства требуют кардинальных изменений действующего законодательства в области саморегулирования.