Саморегулируемые организации создаются в целях осуществления предметного контроля и эффективного регулирования деятельности отрасли, направленных на ее развитие, а также на защиту интересов потребителей.
В этой связи управленческие органы саморегулируемой организации (в аббревиатурном написании – СРО) осуществляют контроль за деятельностью участников строительной СРО не только путем проведения проверок, но также и посредством рассмотрения жалоб потребителей и иных заинтересованных лиц на действия участников СРО, связанные с непосредственным осуществлением последними профессиональной и предпринимательской деятельности.
Право строительных СРО разбирать жалобы и выносить по ним свои решения закреплено в нормах градостроительного законодательства (см. статью 55.14 ГСК РФ). Следует отметить, что законодатель также наделил строительные СРО правом рассматривать не только жалобы, но и обращения граждан и юр. лиц, непосредственно связанные с деятельностью участников СРО.
Порядок рассмотрения строительной СРО обращений и жалоб на действия своих участников
В соответствии с требованиями градостроительного законодательства порядок рассмотрения обращений и жалоб на действия участников СРО должен быть разработан и утвержден непосредственно самой СРО. Это означает, что порядок рассмотрения обращений и жалоб должен быть прописан во внутренней документации СРО.
При этом правила рассмотрения обращений и жалоб, установленные локальной документацией СРО не должны противоречить российскому законодательству.
Градостроительным Кодексом предусмотрены следующие правила по вопросам рассмотрения обращений и жалоб в отношении участников строительных СРО:
- Правила о сроке рассмотрения обращения и ли жалобы управленческими органами СРО;
- Правила о направлении ответа заявителю;
- Правила о присутствии на рассмотрении обращения или жалобы заявителя и представителя участника СРО, в отношении действий которого поступила жалоба;
- Правила о принятии дисциплинарных мер в отношении участника СРО;
- Правила об уведомлении фед. органов власти в случаях выявленных нарушений в сфере безопасности кап. строительства.
В остальном относительно рассмотрения обращений и жалоб на действия участников СРО строительные СРО могут устанавливать свои собственные правила.
Рассмотрим императивные требования законодателя подробнее
Срок рассмотрения
Срок рассмотрения обращения или жалобы юридического или частного лица в отношении участника СРО, надлежащим образом поданных и зарегистрированных в качестве входящей информации в секретариате строительной СРО, не может превышать тридцатидневного срока.
А если отдельными фед. законами обращения и жалобы в конкретных ситуациях должны быть рассмотрены в меньшие сроки, то их рассмотрение, соответственно, осуществляется в сроки, не превышающие сроки, указанные в законе.
Направление ответа заявителю
Решение, которое было принято управленческими органами СРО в ходе рассмотрения обращения или жалобы должны в обязательном порядке направляться заявителю.
При этом, сотруднику СРО, ответственному за отправление решения по обращению или жалобе, необходимо обеспечить получение ответа заявителем.
В этой связи решение по обращению или жалобе следует направлять в адрес заявителя курьером или заказным письмом с уведомлением или иным способом, с помощью которого можно проконтролировать получение данного сообщения.
Присутствие заявителя и представителя участника СРО
Сотрудники строительной СРО также должны предоставить возможность непосредственного присутствия на рассмотрении обращения или жалобы самого заявителя или его представителей, а также представителей компании-участника СРО, на действия которой жалуется заявитель.
В этой связи сотруднику СРО, ответственному за осуществление процедуры рассмотрения обращения или жалобы, следует направить в адрес заявителя и компании-участника СРО соответствующие приглашения.
Возможность принятия дисциплинарных мер
Если при рассмотрении жалобы выяснилось, что участником СРО были нарушены требования техрегламентов, правил и стандартов деятельности в области строительства и проектирования, установленных саморегулируемой организацией и обязательных для исполнения ее участниками, а также требования градостроительного законодательства, относительно соблюдения правил безопасности в области кап. строительства, СРО может вынести решение о применении к своему участнику той или иной меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из состава СРО.
Уведомление надзорных органов
В случае выявления нарушения правил в области безопасности кап. строительства, саморегулируемая организация обязана направить сообщение об этом в надзирающий орган – Ростехнадзор.