С момента вступления в силу положений фед. закона за номером 148-ФЗ, которые внесли существенные изменения и дополнения в Градостроительный Кодекс (в аббревиатуре – ГСК РФ), строительная деятельность контролируется в рамках саморегулируемой деятельности самих строителей.
Это значит, что государственный контроль и надзор в строительной отрасли, который раньше осуществлялся посредством системы лицензирования, был заменен на новую систему регулирования, в которой контроль осуществляется не «сверху» гос. органами, а «снизу», непосредственно самими участниками строительной деятельности.
Новая система контроля получила название «саморегулирование» и, согласно нормам Градостроительного законодательства, стала обязательной для всех субъектов строительной отрасли.
При этом действие всех ранее выданных строительным компаниям лицензий было прекращено, независимо от сроков, на которые они были выданы, что повлекло за собой существенное недовольство представителей отрасли, поскольку лицензирование обходилось недешево, и в результате новых веяний законодательства, многие строители потеряли на отмененных лицензиях.
Кроме этого стоимость участия в саморегулировании, по сравнению с лицензированием оказалась выше в десятки раз.
Причины отмены лицензирования
Чем же руководствовался законодатель, устанавливая новые правила контроля в строительной отрасли? И почему система саморегулирования пришла на смену лицензирования?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к практике девяностых и двухтысячных годов.
Во-первых, во время действия системы лицензирования отмечались определенные трудности в развитии строительной отрасли, потому что получить лицензию на какие-либо новые и более перспективные технологии было трудно.
Чиновники из министерства мало что понимали в современных реалиях строительства и чрезвычайно тормозили процесс, посредством бюрократии и волокиты, а иногда имело место и коррупционная составляющая, когда одним компаниям сверху «продавалось» право на то и на это, а другие компании были вынуждены годами ожидать административного решения.
Второй очевидной проблемой тех лет была нестабильность строительного рынка, профессиональных и добросовестно действующих застройщиков на рынке было немного, поскольку они не смогли преодолеть административный барьер, однако мошеннических схем с привлекательными предложениями для потребителей было предостаточно.
В результате этой ситуации появились обманутые дольщики, также были отмечены повсеместные нарушения строительными компаниями-однодневками необходимых технических и других норм, привлечение нелегальной рабочей силы, не имеющей необходимой квалификации для осуществления работ и многие другие проблемы.
Система лицензирования оказалась совершенно непригодным инструментом регулирования для строительной отрасли.
При этом государство находилось на пути реформирования и не могло в условиях свободного рынка жестким образом вмешиваться в предпринимательские процессы.
В этой связи на законодательном уровне было принято решение о переходе на систему саморегулирования по императивному типу, то есть саморегулирование для строителей стало обязательным.
Обязательное саморегулирование
По общему правилу законодательства о саморегулировании, деятельность СРО (саморегулируемых организаций) является добровольной, то есть предприниматели и профессионалы отраслей сами принимают решение о том вступать ли им в СРО или же не вступать.
Однако, для некоторых отраслей, саморегулирование должно было стать обязательным, в целях обеспечения безопасности людей и их имущества, а также экологии и культурно-исторического наследия при осуществлении предпринимателями определенных видов деятельности, в том числе, строительной.
Соответствующие изменения в Градостроительное законодательство были внесены буквально через год после появления 315-го закона «о СРО».
Сущность обязательного саморегулирования заключается в том, что субъекты отрасли, не являющиеся участниками профильных саморегулируемых организаций, не имеют обеспеченной правом возможности осуществлять легальную деятельность, поскольку такая деятельность может вестись только при наличии специального допуска, получить который организация может только будучи участником строительной отраслевой СРО.
При этом организация должна выбрать в какой СРО ей нужно участвовать, поскольку объем работ по допускам, выдаваемым различными СРО может быть различен.
Цена участия
Стоимость участия в СРО, как уже отмечалось выше, является значительно более высокой, чем при системе лицензирования.
Законодатель определил для участников СРО в строительной сфере минимальные рамки вхождения на рынок, которые выражаются в размере обязательных взносов в комп. фонд саморегулируемой организации.
Каждая СРО самостоятельно определяет размер таких взносов, но они не могут быть меньше, чем указано в норме закона. Для строителей минимальная планка - один миллион рублей в расчете на одну компанию (одного участника СРО).