Сегодня одной из самых волнующих для строителей и проектировщиков тем является тема отмены саморегулирования в их отраслях и возврата к системе лицензирования. Несмотря на то, что отмена лицензирования произошла более двух лет назад, некоторые строители до сих пор надеются на возврат к прежним методам регулирования их деятельности, считая, что саморегулирование явление временное. Так ли это на самом деле?
Получение в России лицензии всегда было простой формальностью, и не являлось подтверждением соответствия компании лицензионным требованиям, не гарантировало защиту прав потребителей. Государство, понимая проблемы института лицензирования, решительно взяло курс на их устранение, воспользовавшись зарубежным опытом.
В 2005 году были приняты поправки в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в соответствии с которыми поэтапно должны сократиться 49 из 124 лицензируемых видов деятельности. В 2006 году прекратилось лицензирование оценочной деятельности, в 2007 – туроператорской и турагентской, а в 2009 – лицензирование строительства, проектирования.
В каждой из указанных отраслей вводятся иные, отличные от лицензирования, механизмы регулирования деятельности; в строительстве и проектировании на смену лицензированию пришло саморегулирование.
Задачи саморегулирования - решить проблемы, не поддающиеся разрешению посредством государственных методов регулирования, а также вывести отрасли на новый, более качественный уровень.
Саморегулирование в России постоянно развивается и совершенствуется: принимаются новые законы, изменения вносятся в старые, растет число саморегулируемых организаций и их членов. Саморегулирование действует в новых отраслях: в ЖКХ, в области пожарной безопасности, в энергетике. Все эти тенденции свидетельствуют об исключительно положительном опыте саморегулирования в нашей стране, и поэтому ждать отмены саморегулирования не имеет смысла.
И.о. руководителя отдела Лицензирование и СРО
Юридической компании URVISTA