Во 2 квартале текущего года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору были организованы массовые инспекции профильных СРО. Итоги проведенных проверок направлены для ознакомления руководителям объединения НОСТРОЙ, которое разместило их на собственном сайте.
В письме указывается, что на основании положений статьи 55.19 (часть 4) Градостроительного кодекса России Ростехнадзор организовал плановое инспектирование работы 12 саморегулируемых организаций, а в 6 СРО провел внеплановые проверки.
Проанализировав работу СРО, специалисты надзорной инстанции пришли к выводу, что 6 из них допустили нарушения норм КоАП РФ. В частности, саморегулируемые организацию не соблюдали требования к информационной открытости, которые изложены в статье 14.51 данного нормативного акта. В список нарушителей включили:
- СРО-С-247-20062012 (Ассоциация «Стройрегион»);
- СРО-С-132-21122009 (НП «Ассоциация инжиниринговых компаний»);
- СРО-С-247-20062012 (НП «Международное строительное объединение»);
- СРО-С-243- 09042012 (НП «Региональное объединение строительных организаций»);
- СРО-С-161-25122009 (НП «Организация профессиональных участников строительного рынка»);
- СРО-С-090-27112009 (НП «Дальневосточное объединение строителей»).
Еще на 5 саморегулируемых организаций были наложены санкции за невыполнение или несвоевременное исполнение предписаний Ростехнадзора, вынесенных ранее. В соответствии с положениями КоАП России (часть 1 статья 19.5) возбуждены административные дела на:
- СРО-С-259-15012013 (НП «Региональное объединение строителей «РОСТ»);
- СРО-С-047-07102009 (НП «Строительное региональное объединение»);
- СРО-С-066-11112009 (НП «Строители Липецкой области»);
- СРО-С-085-27112009 (Ассоциация «Межрегиональный строительный альянс «Единство»);
- СРО-С-097-04122009 (НП «Сибирь»).
В числе наиболее распространенных нарушений, допускаемых СРО в строительстве, Ростехнадзор отметил следующие:
- Несоблюдение законодательных норм в процессе приема в саморегулируемую организацию новых участников. Сюда входит, в частности, выдача допусков до момента внесения обязательного платежа в компенсационный фонд, отступления в сроках, установленных для рассмотрения поданных заявлений, и т. п. (статья 55.6 Градостроительного Кодекса России).
- Применение саморегулируемой организацией некорректного порядка формирования компенсационного фонда и его размещения. Например, когда перечисляемые средства собираются на расчетных счетах СРО или для их размещения привлекаются управляющие компании (ГрК РФ, статья 55.16).
- Нарушения правил исключения из состава саморегулируемой организаций ее членов (ГрК РФ, статья 55.7).
- Ведение дел участников СРО в порядке, не соответствующем нормам законодательства (ГрК РФ, статья 55.6, часть 9).
- Ненадлежащий контроль за компаниями, являющимися членами саморегулируемой организации. К примеру, обязательные проверки не проводятся вообще или организуются не в утвержденные сроки, к нарушителям не применяются положенные меры дисциплинарного взыскания, при рассмотрении жалобы на участника СРО ее отправитель не приглашается на заседание и т. д. (ГрК РФ, статьи 55.13-55.15).
- Соблюдение не всех минимально необходимых требований или их неточное выполнение при оформлении разрешений на ведение работ, имеющих значение для безопасности капитальных сооружений (ГрК РФ, статья 55.8).
- Неправильная организация процесса включения представителей исполнительного органа СРО в состав ее коллегиального органа (ГрК РФ, статья 55.11, профильный Федеральный закон под номером 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях»).
- Нарушения различных требований к информационной открытости (установлены положениями Федерального закона «О СРО»), в том числе:
- реестр участников саморегулируемой организации не публикуется на ее официальном сайте;
- данный перечень содержит неполную или недостоверную информацию. Например, часто встречаются следующие ошибки: не отражаются сведения по проведенным проверкам членов СРО; нет указаний на применение к компаниям-нарушителям соответствующих дисциплинарных мер (если соответствующие факты имели место); нельзя узнать информацию о платежах, внесенных каждым участником саморегулируемой организации (к примеру, в реестры некоторых СРО не внесены данные о сумме взноса в компенсационный фонд или величине страховой суммы согласно заключенному договору о страховании гражданской ответственности); отсутствуют контакты для связи с участниками СРО.
- решения, которые принимаются коллегиальным органом управления СРО, действующим на постоянной основе, или общим собранием членов СРО, созываемых с определенной периодичностью, не размещаются в общем доступе либо доводятся до сведения заинтересованных лиц с опозданием;
- информация по фактам приостановления, а также прекращения или возобновления действия допусков, которые были выданы членам строительного СРО для проведения определенных видов или вида работ, оказывающих влияние на уровень безопасности капитальных сооружений, не приводится ни в одном документе;
- данные о структуре и размере имущества компенсационного фонда, формируемого саморегулируемой организацией, отсутствуют либо несвоевременно обновляются (сроки актуализации таких сведений утверждены в статье 7 части 4 Федерального закона России, который регулирует деятельность СРО).
В заключение письма Ростехнадзора сообщается, что всем саморегулируемым организациям, допустившим нарушения законодательства, переданы предписания с требованием об устранении выявленных несоответствий не позднее указанной даты.