Система саморегулирования в России была введена еще в 2008 году, годом позже были введены допуски к строительным работам, отменившие лицензирование в области строительных работ. Многие из созданных саморегулируемых организаций, выдающих допуски к работам, оказывающим влияние на безопасность строящихся объектов, являются участниками «серого рынка» по купле-продаже таких допусков. Естественно, вред, причиненный компаниями с «купленными» допусками огромен, поскольку для успешной и плодотворной работы в этой области необходимо наличие материально-технической базы, а так же специалистов, специально обученных для выполнения такого рода работ. Естественно, нельзя сказать, что ситуация с «серыми» допусками критична, так как многие саморегулируемые организации ответственно подходят к вопросу проверки кандидатов на вступление в свои ряды.
В первом чтении Государственная дума уже приняла поправки, которые призваны ужесточить контроль за СРО. В частности, предлагается наделить съезд Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) правом исключать саморегулируемые организации из своих членов. Ранее такой процедуры не существовало. Представляется, что в итоге это позволит оставить только добросовестные строительные организации. Основной проблемой в данном случае является разграничение добросовестных и недобросовестных СРО. А именно, разработка критериев, которые позволили бы отделить одни от других.
НОСТРОЙ пока предлагает всего два критерия добросовестности СРО:
- Наличие компенсационного фонда в установленном размере
- Выполнение обязанности по уплате членских взносов в НОСТРОЙ
Однако не исключено, что вскоре появятся и другие критерии, что позволит увеличить контроль над строительными саморегулируемыми организациями. Также, эксперты прогнозируют увеличение цен на услуги в этой области.