Институт саморегулирования в России появился не так давно, немногим более десяти лет назад, и продолжает развитие, с каждым годом набирая обороты.
Основной идеей саморегулирования является переход контрольно-надзорных функций от госчиновников к непосредственным участникам рынка. Реализация этой идеи выгодна государству, различным отраслевым сообществам, а также конкретным представителям отраслей и некоторых профессий, участвующим в саморегулируемых организациях (СРО).
Зачем нужно СРО компаниям, ИП и отдельным специалистам?
Отдельные виды работ (особенно в строительстве) и некоторые виды профессий (например, арбитражные управляющие) требуют обязательного участия в профессиональных СРО. Деятельность вне участия в СРО является нелегальной, преследуется по закону и влечет за собой привлечение к различным видам ответственности (гражданской, административной и уголовной). Объем ответственности определяется судом в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации. Таким образом, для участников рынка, планирующих осуществлять деятельность, требующую участия в СРО, членство в указанных организациях является реальной необходимостью.
В других отраслях, где закон не требует участия в СРО, участие в таких организациях также выгодно для представителей отрасли, так как это дает возможность выхода компании на новый виток развития, привлекает больше клиентов, влияет на ценообразование выполняемых ими работ и услуг, и в конечном итоге позволяет упрочить свое место на рынке и в отрасли.
Зачем нужно СРО государству?
Государство посредством института саморегулирования избавляется от лишней деятельности чиновников в области контроля и надзора над представителями отдельных отраслей. Давайте рассмотрим и попробуем отразить суть проблемы и ее решения на примере строительной отрасли.
До внедрения института СРО в строительной сфере действовала лицензионно-разрешительная система. Лицензии выдавались чиновниками, далекими от строительства и они же осуществляли контроль и надзор за владельцами таких лицензий. Таким образом, чиновники, с одной стороны сильно тормозили развитие отрасли, а с другой стороны не могли контролировать надлежащим образом деятельность строительных компаний. Кроме этого на местах процветало взяточничество и злоупотребление административным ресурсом. В результате на строительном рынке в середине двухтысячных годов образовалось множество серых компаний, которые обманывали партнеров и потребителей, использовали неквалифицированный труд и некачественные материалы, дискредитируя всю строительную отрасль не только в пределах России, но и в международном масштабе.
Переложив на плечи участников строительного рынка функции по контролю и надзору, государство избавилось от:
- необходимости содержания дополнительного аппарата чиновников;
- недобросовестного выполнения чиновниками своих обязанностей;
- ответственности перед потребителями и заказчиками строительных работ;
- проблем, связанных с необходимостью развития различных отраслей.
Зачем нужно СРО отраслевым сообществам?
В отраслях, где лицензирование деятельности являлось обязательным, переход на саморегулируемую деятельность представлял собой возможность для отраслевых сообществ избавиться от административных барьеров, развиваться в направлении повышения конкурентоспособности, устранять недобросовестных участников рынка, дискредитирующих отрасль, повышать качество выполняемых работ и услуг путем внедрения систем стандартизации и сертификации, использования международного опыта и современных технологий, обучения персонала, повышения производительности труда. Теперь, когда стандарты того или иного вида деятельности устанавливаются и контролируются непосредственно участниками рынка, а не спускаются “сверху” чиновниками, которые не представляют себе реальной картины проблем развития отрасли, у отраслевых сообществ появилась возможность “дышать полной грудью”. И положительные результаты этого уже почувствовали на себе и участники СРО, и их партнеры и потребители.
В отраслях, которые ранее не подвергались контролю и надзору со стороны государства, саморегулирование осуществляется на добровольных началах. У таких отраслевых сообществ не было проблем, связанных с административным давлением. Однако, они почувствовали неисчерпаемый потенциал института саморегулирования для развития отрасли и для повышения лояльности потребителей их товаров и услуг, и постепенно начали занимать рынок, вытесняя с него более слабых конкурентов.
Кому невыгодно участие в СРО?
Институт саморегулирования устроен и функционирует таким образом, чтобы в полной мере соответствовать интересам добросовестных участников рынка и способствовать их саморазвитию. Однако для мошенников, компаний-однодневок, компаний, предпочитающих серые схемы, компаний, строящих свой бизнес за счет обмана потребителей, компаний, осуществляющих некачественные работы и услуги, а также компаний, не готовых вкладывать денежные средства в развитие своего бизнеса и повышения квалификации своих кадров, саморегулирование, безусловно, не выгодно, поскольку оно вытесняет их с рынка.