Процессы производства и продажи спиртных напитков подлежат тщательному контролю со стороны государства. С 2016 года к обязательному лицензированию добавились новые правила розничной торговли и связанных с этим выездных проверок. Подробнее об этом написано в нашем материале.
Новые правила торговли алкоголем
С 2016 года продажа алкогольной продукции без подключения к ЕГАИС строго запрещена. Это единая автоматизированная база данных содержит полную информацию о каждой единице алкоголя, произведенной в России или ввезенной на ее территорию. К ней, в частности, относятся:
- состав напитка;
- реквизиты производителя;
- дата розлива;
- объем и крепость.
Эти сведения можно будет узнать с помощью QR-кода, который считывает приложение мобильного устройства. С 1 июля 2017 все предприятия, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, будут отправлять данные о продажах в Росалкогольрегулирование.
Внедрение новой системы вызвано увеличившимся объемом поддельной и контрафактной продукции. Предприятия, не подключившиеся к ЕГАИС, до 1 июля 2016 года наказываются штрафами.
Требования к торговой точке, осуществляющей розничную продажу алкоголя
Продажу алкоголя на территории РФ без ограничения могут осуществлять только юридические лица. ИП могут реализовывать только пиво и продукцию на его основе. Торговля алкоголем также запрещена на территории аэропортов, вокзалов, на спортивных объектах, в детских, медицинских и образовательных учреждениях, организациях культуры.
Запрещается реализация также в общественном транспорте, на остановках и автозаправках, а также в нестационарных торговых объектах. Продавать алкоголь можно с 8:00 до 23:00 и только лицам, достигшим 18-летнего возраста.
Установлен ряд требований к самим торговым точкам. В магазине обязательно должны быть:
- торговое и складское помещения (от 50 м²);
- контрольно-кассовая техника;
- сейфы для хранения документации и денег;
- сигнализация.
Предприятие не должно размещаться вблизи детских, медицинских и образовательных учреждений (менее 100 метров). Кроме того, оно должно соблюдать правила пожарной безопасности, требования по хранению алкогольной продукции и санитарно-гигиенические нормы.
Контроль за торговыми точками в Москве
Постановлением Правительства Москвы от 15.06.2015 № N 327-ПП был утвержден новый регламент по надзору за столичными предприятиями, реализующими алкогольную продукцию. Осуществляет лицензионный контроль Департамент торговли и услуг в форме плановых и внеплановых выездных мероприятий. В число проверяемых им требований входит:
- изучение места размещения торговой точки;
- наличие необходимого оборудования;
- соблюдение ограничений времени, возраста и минимальных цен;
- комплектность сертификатов и деклараций на продукцию.
На сайте Департамента регулярно размещается следующая информация:
- план проверок для ИП и юрлиц на год;
- актуальная правовая база;
- порядок обжалования решений и действий уполномоченных лиц.
Срок проведения проверки для одного лица не может составлять более 20 рабочих дней. Суммарное количество часов не должно превышать 50 в год, для мелких предприятий — до 15 часов.