Любая деятельность некоммерческих организаций (в аббревиатурном написании – НКО), согласно действующему гражданскому законодательству, осуществляется через специальные органы, созданные и функционирующие в рамках такой организации.
Поскольку саморегулируемые организации всегда образуются в рамках действующих НКО, их деятельность в области саморегулирования также осуществляется непосредственно через соответствующие органы саморегулируемых организаций.
Деятельность в области саморегулирования в частности подразумевает под собой установление саморегулируемыми организациями (в аббревиатурном написании – СРО) отраслевых или профессиональных стандартов и иных правил ведения той или иной деятельности, а также контроль саморегулируемых организаций за соблюдением вышеуказанных правил и стандартов организациями, предпринимателями и частными лицами, являющимися участниками саморегулируемых организаций.
Аудиторские саморегулируемые организации здесь также не являются исключением.
Так, в частности, фед. закон «Об аудиторской деятельности» накладывает на профессиональные саморегулируемые аудиторские организации обязанности по закреплению и контролю:
- федеральных стандартов осуществления аудиторской деятельности;
- профессиональных аудиторских стандартов, установленных конкретной аудиторской СРО;
- правил независимости аудиторских компаний и их сотрудников, осуществляющих аудиторскую деятельность;
- профессионального кодекса деловой этики в области аудита;
- правил, установленных аудиторской саморегулируемой организацией для своих участников, в том числе обязанностей по оплате обязательных взносов и периодическому прохождению повышения квалификации аудиторов.
Также, аудиторские СРО обязаны:
- контролировать профессиональную деятельность своих участников;
- своевременно выявлять нарушения частными аудиторами и аудиторскими компаниями требований фед. законодательства и правил аудиторской СРО;
- принимать к участникам аудиторской СРО, допустившим нарушения закона или правил СРО , соответствующие меры воздействия, вплоть до исключения последних из состава аудиторских СРО;
- осуществлять проверки в отношении участников СРО на плановой и внеплановой основе;
- осуществлять выплаты за счет средств комп. фонда аудиторской СРО в случаях, когда это необходимо для покрытия имущественной ответственности участника аудиторской СРО перед потребителями или иными заинтересованными лицами;
- проверять жалобы , поступившие на участников СРО от потребителей аудиторских услуг, партнеров и и иных заинтересованных лиц;
- готовить проекты аудиторских стандартов и правил для рассмотрения их в Совете по аудиторской деятельности, а также участвовать в заседаниях указанного Совета и пр.
Для осуществления указанных и иных функций в рамках саморегулируемых организаций создаются несколько органов, осуществляющих те или иные функции.
Рассмотрим, какие органы действуют в профессиональных саморегулируемых аудиторских организациях
Виды органов аудиторских СРО
Согласно статье пятнадцатой фед. закона «О саморегулируемых организациях» за номером 315 -ФЗ, в саморегулируемой организации, в том числе и аудиторской должны быть сформированы следующие виды органов:
- Общее собрание участников СРО (данный орган обладает наивысшей компетенцией);
- Управленческий коллегиальный орган, который обязан действовать в рамках СРО на постоянной основе;
- Исполнительный орган.
При этом, согласно рассматриваемой статье 315-го фед. закона, функции управленческого коллегиального органа могут исполняться Общим собранием. Это означает, что в СРО, в том числе и в аудиторских СРО, могут действовать следующие системы органов :
- Система органов, включающих в себя три звена (Общее собрание, коллегиальное управление и исполнительный орган);
- Система органов, включающих в себя 2 звена (общее собрание и исполнительный орган).
Как следует из указанных выше схем, аудиторские саморегулируемые организации могут выбрать только один из предложенных законодателем вариантов. При этом, исполнительный орган и Общее собрание должны присутствовать в обязательном порядке, независимо от выбора той или иной схемы.
Какая система органов будет сформирована в каждой конкретной саморегулируемой организации целиком и полностью зависит только от решения ее Общего Собрания.
Так, Общее Собрание аудиторской саморегулируемой организации может принять решение, в котором все управленческие функции оно закрепит за собой, либо будет вынесено решение об учреждении коллегиального управленческого органа, на который будут возложены функции постоянного реагирования.