Саморегулирование – эффективная система регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, внедряемая в России.
Правовые основы саморегулирования законодательно закреплены в 2007 году в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ (далее – Федеральный закон). Согласно этому Федеральному закону под саморегулированием понимается регулирование самими субъектами рынка своей деятельности через выработку стандартов и правил осуществления деятельности и контроль за их соблюдением.
Цели, задачи и функции саморегулирования реализовываются через саморегулируемые организации – правовые объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в рамках некоммерческих организаций. Саморегулируемые организации разрабатывают требования к участникам – членам; применяют меры дисциплинарного воздействия на членов; формируют третейские суды для разрешения споров между своими членами, а также между этими членами и потребителями; представляют интересы членов перед органами государственной власти и местного самоуправления; организуют профессиональное обучение и аттестацию работников членских организаций.
Основными преимуществами функционирования СРО являются: содействие развитию конкуренции, повышение качества и прозрачности работы предпринимателей, ответственности предпринимателей перед потребителями, обеспечение высокого уровня защиты интересов потребителей, создание благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
Федеральный закон предусматривает наличие добровольного и обязательного саморегулирования. Обязательное саморегулирование в первую очередь должно быть введено в тех видах предпринимательской деятельности, которые регулируются государством, взамен государственного регулирования. Вводя обязательное саморегулирование в различных отраслях, государство освобождает себя от функций контроля и регулирования таких отраслей, делегируя эти функции саморегулируемым организациям и оставляя за собой лишь функцию надзора.
Несомненными преимуществами обязательного саморегулирования являются: устранение излишнего государственного регулирования, устранение административных барьеров для ведения бизнеса, снижение уровня коррупции, сокращение государственного аппарата, решение проблем низкого уровня эффективности государственного регулирования, совершенствование системы контроля и надзора.
На сегодняшний день участие в саморегулируемых организациях уже обязательно для целого ряда отраслей: строительство, проектирование, аудит, оценочная деятельность, энергоаудит и так далее. Так как механизм саморегулирования в этих отраслях не функционирует должным образом, а цели, поставленные перед саморегулированием, еще не достигнуты, законодательство о саморегулировании требует значительной доработки. Законодатели постоянно совершенствуют законодательство, а также активно работают над новыми отраслевыми законопроектами. Планируется введение саморегулирования в новых отраслях, таких как: деятельность в области пожарной безопасности, по управлению многоквартирными домами, а также в других сферах.
Поскольку сама идея саморегулирования пришла в Россию из-за рубежа, проблема адаптации этого механизма регулирования предпринимательской деятельности к российской действительности стоит достаточно остро.
Не станут ли саморегулируемые организации новым очагом коррупции, не породит ли саморегулирование новые проблемы?
Пока саморегулирование стоит на начальном этапе развития – сложно ответить на эти вопросы. Радикальные перемены всегда воспринимались нашей страной неоднозначно. Однако, судя по различным президентским программам, долгосрочным стратегическим концепциям развития России на ближайшие десятилетия, а также по многообразию отраслевых законов и законопроектов в сфере саморегулирования, можно сделать предварительный вывод: законодатели настроены решительно, и вскоре саморегулирование прочно войдет в российскую действительность.