Саморегулируемые организации в своей деятельности должны устанавливать определенные правила и стандарты. В зависимости от предмета саморегулирования, устанавливаются те или иные нормы и правила. Саморегулируемая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности.
Нормами и стандартами СРО называются определенные требования, которые относятся к какой-либо области предпринимательской или профессиональной деятельности членов данной саморегулируемой организации. Эти требования утверждаются едиными, для всех членов организации, и являются обязательными к выполнению всеми участниками данной СРО, без исключения. Некоторые СРО утверждают правила и нормативы в соответствии с уже установленными требованиями законодательства, например о теплоснабжении, о саморегулируемых организациях аудиторов, а также о саморегулировании в области инженерных изысканий и строительства.
Абсолютно все саморегулируемые организации должны в своей деятельности руководствоваться нормами действующего законодательства. И правила, стандарты СРО также должны быть приведены в полное соответствие с законами, и принятыми в соответствии с ними. К определенным видам предпринимательской деятельности, как и определенным видам профессиональной деятельности, могут быть применены дополнительные правила и требования саморегулируемыми организациями.
Поскольку организация координирует, контролирует и защищает своих членов, то законом предусмотрена возможность быть истцом в суде, и выступать от имени своих членов. В частности, что касается вопросов применения законодательства в той или иной сфере деятельности, а также для признания недействительными и не подлежащими исполнению незаконных нормативно-правовых актов, которые направлены на расширенное или неправильное толкование норм закона о саморегулируемых организациях. Или, в случае возложения дополнительно ответственности и требований, которые не предусмотрены действующим законодательством, или приняты с его нарушением.
Как существуют определенные и установленные саморегулируемой организацией нормы и стандарты, также должны существовать нормы и меры дисциплинарной ответственности каждого участника данной организации за нарушение установленных стандартов и норм. Организация должна в своей работе придерживаться правил информационной доступности и открытости по отношению к правам и интересам ее членов.
В саморегулируемой организации должен действовать специальный коллегиальный орган постоянно, а также орган управления СРО. Задача этих органов состоит в контроле за соблюдением участниками норм и стандартов, утвержденных организацией, а также для минимизации конфликта интересов всех сторон правоотношений.
Сами же стандарты и нормы, которые устанавливает СРО, должны быть приняты в соответствии с деловой этикой, не нарушать прав и законных интересов членов организации и ее сотрудников, а также коллегиального и управленческого аппарата.
Основные мотивы, которых должна придерживаться саморегулируемая организация при установлении стандартов и правил:
- запрет на посягательство прав и интересов других участников рыночных правоотношений, а также предпринимателей и представителей иных профессиональных организаций со стороны участников данной СРО;
- запрет недобросовестной конкуренции;
- разработка и внедрение требований, направленных на обеспечение положительной репутации членов организации и самой СРО в целом;
- принятие мер по недопущению нарушения прав потребителей товаров или услуг, выпускаемых участниками (членами) данной организации;
- запрет на действия, причиняющие материальный или моральный вред члену саморегулируемой организации;
- недопущение действий, направленных на дискредитацию саморегулируемой организации со стороны ее членов.
Следует отметить, что существуют сферы деятельности, где членство в СРО является добровольным, но для некоторых видов профессиональной и предпринимательской деятельности, участие в СРО является обязательным. Каждая организация обязана разрабатывать и внедрять стандарты и правила, по которым действует сама организация, а также те, которые относятся к порядку ведения бизнеса субъектами хозяйствования, и при осуществлении профессиональной деятельности. Так, существуют общие правила и принципы, в соответствии с которыми СРО устанавливает стандарты и правила поведения для своих участников. Но каждая организация, в зависимости от специфики сферы саморегулирования, их может конкретизировать под определенную сферу деятельности. Например, существуют правила и стандарты для СРО в сфере строительства, теплоснабжения, энергообеспечения и т.п.