Одной из основных функций саморегулируемых организаций (в аббревиатуре – СРО) является обеспечение в рамках СРО имущественной ответственности за деятельность своих участников по отношению к потребителям, а также иным заинтересованным лицам.
Это означает, что саморегулируемая организация предоставляет определенные финансовые гарантии в случаях, когда в результате деятельности одного или нескольких ее участников был причинен вред жизни или здоровью людей, объектам окружающей природной среды или историко-культурного наследия или ущерб имуществу частных лиц и/или организаций, независимо от форм собственности.
Согласно требованиям действующего градостроительного законодательства, госрегистрация саморегулируемых организаций в области строительства (в аббревиатурном написании и далее по тексту - СРО) и внесение о них сведений в соответствующие госреестры осуществляется только при строгом соблюдении требований закона.
В настоящей публикации, мы рассмотрим, как происходит процесс госрегистрации СРО и какие требования законодатель предъявляет к организациям, претендующим на получение статуса СРО.
Согласно требованиям градостроительного законодательства деятельность в области инженерных изысканий должна осуществляться только в рамках и под контролем саморегулируемых организаций (в аббревиатурном написании – СРО).
Это означает, что саморегулирование в области инженерных изысканий является обязательным.
Согласно действующему законодательству в градостроительной сфере, почти все строительные работы требуют наличия у компании их осуществляющей специального допуска строительной саморегулируемой организации ( в аббревиатурном написании – СРО).
Полный (исчерпывающий) перечень таких работ законодательно определен и утвержден приказом министерства. Это означает, что если тот или иной вид работ, осуществляемых строительной компанией указывается в этом перечне, то для его легального осуществления на территории Российской Федерации, компании в обязательном порядке потребуется получить специальный допуск строительной саморегулируемой организации на данный вид работ. Иначе их осуществление будет признано незаконным и виновных в этом должностных лиц строительной компании, а также и саму компанию можно будет привлечь к юридической ответственности.
Согласно российскому законодательству, деятельность архитекторов и проектировщиков должна надлежащим образом контролироваться, поскольку ошибки в расчетах могут впоследствии привести к угрозе безопасности людей, их имущества, объектам культурного наследия и окружающей природной среды.
До 2009 года контроль за деятельностью архитекторов и проектировщиков осуществлялся в рамках системы обязательного лицензирования. То есть для того, чтобы легально заниматься архитектурной деятельностью, необходимо было вначале получить соответствующую лицензию в госорганах. Однако система лицензирования оказалась недостаточно эффективной, поскольку создавала мощный административный барьер и не могла учитывать особенности развития отрасли.
Согласно пункту шестому статьи семнадцатой фед. закона «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ, саморегулируемые организации (в аббревиатурном написании – СРО) в области аудита наделены всеми теми же правами, что и саморегулируемые организации в иных отраслях.
Следует отметить, что многие из этих прав одновременно являются и обязанностями аудиторских СРО, поскольку они непосредственно взаимосвязаны с функциональностью саморегулируемых организаций. Таким образом, основные (базовые) права аудиторских СРО можно дифференцировать на две группы.